Роль развивающей игрушки для малыша

Роль развивающей игрушки для малыша

Родители озабочены тем, чтобы целенаправленно и как можно раньше развивать своего ребёнка. Во многом этому способствует состояние современного образовательного рынка. В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, специализированных детских садов и пр. Появляется всё больше методик, авторы которых обещают родителям развить у малышей внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, причём всё это очень быстро и очень рано. Об этом, в частности свидетельствуют сами названия некоторых методик: «Читать раньше, чем ходить», «Думать раньше, чем говорить» и пр. Прилавки книжных и детских магазинов буквально переполнены различными пособиями для детей от 1 до 5-6 лет, которые призывают родителей как можно раньше научить малышей читать, писать, считать, логически мыслить. Как правило, эти пособия представляют собой красиво иллюстрированные издания, в которых содержатся сведения, очевидные для взрослых, но пока что неизвестные маленьким детям: о величине, форме, цвете и, конечно же, буквах и цифрах. Авторы таких пособий исходят из того, что усвоение всей этой информации обеспечит детское развитие.

Характерной тенденцией последних лет является фактическое приписывание развивающих функций только дидактическим игрушкам, т.е. направленным на обучение маленьких детей. Большинство игрушек, которые называют «развивающими», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Это может свидетельствовать о том, что развитие ребёнка с точки зрения родителей и производителей игрушек понимается исключительно как расширение кругозора и освоение навыков. Оно сводится к обучению и накоплению различных знаний.

Эмоциональная и социальная сфера ребенка, его самостоятельное творчество при этом как бы не связываются с понятием «развитие», что, конечно же, глубокое заблуждение. Развитие, согласно научному определению данного понятия, это всегда возникновение нового качества, появление чего-то качественно нового. В приложении к детскому развитию это означает появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, новых желаний, интересов, мотивов и побуждений к действию. Всё это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, к чему-то сам стремится.

Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребёнка. Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку выполнение заданий и инструкций взрослого лишает малыша собственной свободной активности. Дети могут утратить собственную инициативу и интерес к школьному обучению, если их жизнью дирижируют родители и непрерывно подталкивают их к достижениям. Исследования последних лет показывают, что дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказались менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Достижения в конкретных знаниях и умениях (таких, как умение читать и знание цифр) не даёт никаких преимуществ в умственном развитии и в освоении школьной программы.

Основная проблема в обучении маленьких детей состоит в том, что тем знаниям и умениям, которые взрослые пытаются вложить (а иногда с успехом вкладывают) в их головы, нет места в их детской жизни. Всё это для малыша — формальные, чужие и не нужные в его жизни упражнения. Маленький ребёнок не может чувствовать себя свободным, активным и самостоятельным, когда его учат. В таких занятиях он не может стать автором своей активности, своих фантазий, своих переживаний, своего выбора. Поэтому такого рода «раннее развитие» не только не способствует, но и препятствует действительному развитию личности ребёнка. Торопить малыша быстрее пробежать своё детство, стремиться скорее научить его всему, что знаешь сам, вовсе не нужно.И всё-таки развивать ребёнка раннего и дошкольного возраста необходимо. Путь развития, который проходит ребёнок в первые 5-6 лет своей жизни, огромен. За это время он приобретает, пожалуй, больше, чем за всю последующую жизнь. Именно в эти годы «складывается» человек с его неповторимым характером, отношением к самому себе и к другим людям, с его потребностями и способностями. Но все это возникает не в обучающих занятиях, а в собственной (самостоятельной или совместной) деятельности ребёнка.В психологии давно показано, что развитие человека происходит в его деятельности. Причём деятельность — это не только поведение (то, что человек делает руками и ногами), но и представления, желания, переживания, связанные с каким-то предметом или с реальным опытом ребёнка. Создавая, придумывая, преобразовывая что-то, человек строит, творит, преобразовывает не только окружающие предметы, но и самого себя. Создавая какой-либо предмет (материальный или идеальный) человек «опредмечивает» своё «Я», определяет себя, находит своё место в мире. Все способности человека и его личность не только проявляются, но и формируются в его деятельности. Особенно ярко это положение выступает применительно к развитию ребёнка. Для каждого возраста существует определённая деятельность, которая ведёт за собой развитие, она так и называется — ведущая.

Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является игра, которая включает в себя все уровни психической жизни: эмоции, мышление и представления и, конечно же, практические действия с предметами. Удовольствие от собственной деятельности (практической и интеллектуальной) не столько развлекает ребенка, сколько способствует его истинному развитию.

Игра — это уникальное средство ненасильственного воспитания и развития дошкольников. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка. В игре дети могут делать то, чего они еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми. И главное, все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.

Исходя из этого, развивающие игрушки для детей, должны стимулировать самостоятельную и свободную игру ребёнка, только тогда эти игрушки можно назвать развивающими. Предметы игры должны давать простор для собственной активности ребёнка (как внешней, так и внутренней). Содержание такой активности зависит от возраста. Для детей раннего возраста (от 1 до 2-3 лет) нужны материалы для экспериментирования и эмпирического (а не вербального-теоретического) познания свойств окружающего предметного мира. Дошкольнику нужны игровые материалы, предоставляющие возможность для воображения и творчества: пространственных преобразований, конструирования своего мира и создания своих собственных образов и сюжетов и пр.

Похожие новости
  • Нет похожих записей
Новости партнеров
Вы можете оставить комментарий, или trackback на Вашем сайте.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.