Рынок гормональных препаратов для системного использования

Рынок гормональных препаратов для системного использования

В данном обзоре представлен анализ рынка гормональных препаратов для системного использования. Исследование включало продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ОНЛС и охватывало период с I полугодия 2008 г. по I полугодие 2010 г. включительно. Все данные приведены в оптовых ценах.

Согласно данным исследовательской компании IMS Health, объем продаж анализируемого сегмента в I полугодии 2010 г. составил 3,1 млрд. руб. в оптовых ценах, или 14,5 млн. упаковок. По сравнению с I полугодием 2009 г. объем продаж увеличился на 23,3% в натуральном и на 12,8% в денежном выражении. Средняя цена за упаковку составила 212,2 рублей, снизившись на -8,5% по сравнению с прошлым годом (при этом за 2 года рост цены составил +14,4%) (рис. 1).

На отечественном фармрынке представлено около 70 торговых наименований гормональных препаратов, которые производят около 70 компаний.

Рассматриваемый рынок препаратов включает 5 АТС-групп 2-го уровня (рис. 2). Наибольшая доля продаж данного сегмента в денежном эквиваленте приходится на препараты группы H01 [Гипоталамо-гипофизарные гормоны и их аналоги], при этом в натуральном выражении почти половину объема продаж обеспечивает группа H02 [Кортикостероиды для системного использования], доля которой выросла за 2 года на +0,5 п.п.

Российский рынок гормональных препаратов – это рынок дженериков, доля которых составляет более 60%, из них только 11,7% приходится на брэндированные дженерики. Оригинальные препараты занимают около 35% сегмента в стоимостном выражении (увеличившись на +7,4 п.п. за 2 года), однако их доля в упаковках составляет всего 7,5% (рис. 3).

Подавляющая часть этих лекарственных средств (75%) реализуется по рецепту врача. На безрецептурные препараты приходится около 12%.

Топ-10 производителей гормональных препаратов представлена в основном зарубежными компаниями (табл. 1). Лидером среди них является Novartis, доля которой в денежном выражении увеличилась за 2 года на +4,6 п.п. в основном за счет роста продаж препарата Сандостатин Лар (+7,6 п.п.). Рост доли продаж в денежном выражении наблюдался у компаний Berlin Chemie/Menarini Group, Merck Sharp & Dohme и KRKA за счет таких препаратов, как L-Тироксин, Дипроспан и Дексаметазон соответственно.

Наибольший рост был отмечен у российской компании «Фармстандарт» за счет препарата Растан.
Суммарная доля десятки лидеров по итогам I полугодия 2010 г. составила 67,4% в натуральном и 84,8% в стоимостном выражении.

Среди торговых наименований (табл. 2) лидером продаж в денежном выражении остается препарат Сандостатин Лар, доля которого выросла на +7,6 п.п. за 2 года. Важно отметить рост доли препаратов Растан и L-Тироксин (+11,2 п.п. и +1,1 п.п., соответственно, за 2 года). Наибольшее падение продемонстрировали препараты Октреотид (-2,3 п.п.) и Миакальцик (-1,9 п.п.). Общая доля десятки в денежном выражении выросла на +18,3 п.п. и составила 70,6%, доля в упаковках увеличилась всего на +4,5 п.п., достигнув 59,0% сегмента.
В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каждой подгруппе АТС 2-го уровня рассматриваемого сегмента.

Основная доля продаж (более 60%) ЛС изучаемого сегмента в денежном выражении приходится на препараты, производимые в странах Западной Европы (рис. 4), прежде всего в Германии и Швейцарии. В натуральном выражении они также составляют львиную долю продаж сегмента (47,7%). На препараты российского происхождения приходится всего 13,8% в натуральном и 18,3% в денежном выражении.

Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 5).
В I полугодии 2010 г. основная доля продаж в денежном выражении приходилась на препараты высокоценового сегмента («более 500 руб.»), которая, однако, сократилась по сравнению с I полугодием 2009 г. в пользу более дешевых препаратов — «от 100 до 300 руб.» (+5,7 п.п.). Доля низкоценового сегмента («от 50 до 100 руб.») снизилась почти в 2 раза.

Препараты рассматриваемого сегмента представлены преимущественно инъекционными формами и таблетками. При этом доля последних выросла за 2 года на +2,0 п.п., составив 35,6%. Доля инъекций, наоборот, сократилась на -1,6 п.п. до 53,9%. Прочие препараты представлены в виде мазей и порошков.

Таким образом, характерными чертами отечественного рынка гормональных препаратов для системного использования являются:

— Высокий темп роста в натуральном и денежном выражении (+23,3% и +12,8%, соответственно, в I полугодии 2010 г. по сравнению с I полугодием 2009 г.).
— Рынок гормональных препаратов – рынок ЛС генерического происхождения.
— Отпуск ЛС данного сегмента осуществляется в основном по рецепту врача.
— Зависимость от импорта. Группа представлена преимущественно зарубежными, прежде всего европейскими, препаратами.

[1] В данной группе рассматривались препараты группы H [Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)].

Похожие новости

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback на Вашем сайте.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)