В заикании детей виноваты родители!

http://www.drugme.ru - Добавил kronberg в категорию Психиатрия




Поговорим о логоневрозе. Логоневроз, он же заикание, он же запинки, закладывается и развивается исподволь, иногда годами, пока не проявится. Причину появления часто сваливают на внешние обстоятельства. Но они не причина, а последняя капля, включающая механизм заикания.



Механизм



Требовательность, которая воспринимается ребенком, как сверхтребовательность ложится грузом, сжимающим мышцы плеч, шеи и лица. Страх, парализующий ребенка, заставляет его скукоживаться и втягивать шею в плечи. Плечи поднимаются, живот напрягается, речевой дыхательный механизм нарушается. Чем больше ребенок чувствует напряжение и трудность речи, тем больше он пытается все это преодолеть еще большим напряжением, то есть силой выжать из себя речь. Наступает момент, когда голос схватывает спазм. Страх растет, напряжение тоже. Выхода нет? Конечно, есть. Во-первых, не ждать пока новая форма речи станет привычкой. Во-вторых, не поддаваться на рекомендации говорить шепотом. или даже молчать, или петь. Запомните, это другие формы речи. Поскольку ребенок вынуждено перестроил свой речевой механизм, справляясь со своими напряженными мышцами, то и начинать нужно с возврата всего дыхательного процесса к норме. Давайте проследим вес процесс появления судорожных речевых спазмов с самого начала.



Причины



Это было всегда, но в последние годы все больше рождается детей с ЗПР (задержкой психомоторного развития). Это значит, что все больше женщин зачинают и вынашивают детей, испытывая постоянный страх и тревогу. За ребенка, за свое и его будущее, за материальное благополучие, за… много чего еще. Одним из основных симптомов ЗПР, помимо общей незрелости, на ранних этапах является повышенный или наоборот, пониженный мышечный тонус. В любом случае эта проблема связана со страхами.



Наш любимый, долгожданный, крохотный, славный малыш такой беззащитный! Хочется его защитить от не всегда доброго мира. К сожалению, родители чаще всего не понимают, что дети пришли развиваться, а от нас им нужна в первую очередь только опора.



Вспомните свое детство. Вспомните, как ожидали от родителей понимания, что вы — человек, как и они. Вспомните, как действовало на вас их желание вырастить вас хорошим человеком, сделать из вас личность. Вы постепенно привыкли делать все потому, что должны, обязаны, потому что взрослым виднее, что для их ребенка лучше. Но когда слышим «надо», внутри нас автоматически возникает протест против принуждения. И если к тому же вам еще хочется быть хорошими, тогда растет протест внутри вас, и наступает момент, когда чаша терпения переполняется.



Тогда возникает активный протест, и тогда, к сожалению, ребенка называют плохим. А это самое ужасное, что может произойти, потому что мы вообще больше всего страдаем, когда нас называют плохими.



Мы часто забываем, что наши дети уже люди. Мы стараемся воспитать их хорошими людьми, стараясь сделать еще лучше. На этом самоотверженном пути родители, естественно, борются с недостатками, ошибками ребенка. Только не замечают, как у него возникает душевный вакуум или, другими словами, чувство вины из-за ничего.



Ребенок провинился лишь потому, что не сделал того, что от него ожидали. А родители обычно ожидают того, чего сами хотели, но не смогли сделать. То есть чем лучше родители, тем больше они хотят от ребенка не только невозможного, они хотят ненужного, чтобы их дети продолжали их путь. Хотят от ребенка их понимания что хорошо, что плохо. А ребенок пришел в эту жизнь с другой целью, пришел, чтобы пройти по дороге своей судьбы. А это часто совсем не та дорога, которую выбирают родители. Ребенок заболевает, точнее, прячется за болезнь. Если ему с трудом дается общение, есть трудности в речевом общении, то появляется напряжение речевых и дыхательных мышц.



Ребенок — сумма своих родителей. Сумма, как известно, есть количество, которое отличается от слагаемых качеством. Поэтому родители с удовольствием находят в ребенке себя, когда ребенок здоров и в хорошем смысле неординарен. Но если с ребенком что-то не так, то испуганные родители могут сделаться совершенно слепыми и беспомощными.



Независимо от обстоятельств, не бывает вины, есть лишь ошибки. И ошибки можно исправить. Ошибка не есть грех, ошибка — это неумение. На свет же мы являемся именно для того, чтобы научиться, будь то родители или дети.



Родители не виноваты, если ребенок заболел, потому что каждый приходит выучить свои уроки жизни и прожить свою жизнь, но родители могли бы помочь пройти этот путь легче и достойнее.



Что делать



Работа нужна не для маскировки заикания, а для возврата к плавной, нормальной речи. Маскируют – шепотная речь, пение, растянутая и искусственно ритмичная речь, лекарственные средства. Я не думаю, что вам нужно именно это.



Работаем



Как вы поняли, работают над собой в первую очередь родители. Поскольку речь – это способ общения, то заикание у ребенка выявляет проблемы в отношениях и общении у родителей. Отношения понимаются в широком смысле - как отношения ко всему, что происходит и имеет значение для родителей, и также отношения между мужчиной и женщиной.



Занимаются с ребенком постановкой дыхания (возврат к норме), речевым ритмом, учат говорить глубоким густым свободным голосом развернутые длинные, на одном дыхании, фразы. Учат общению, то есть умению высказывать свои мысли, требования, сомнения, просьбы, радость и удовольствие без страха и стыда.



Необходим массаж воротниковой зоны для расслабления мышц плечевого пояса и шеи. Хорошо бы приучиться ходить в бассейн всей семьей. Конечно, ставит дыхание и речь логопед, который умеет это делать. Все остальное –это урок для всей семьи.





Людмила Есипова, логопед,

специально для DrugMe.ru

LentaInform
Gnezdo
Listis
СМИ2

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь