Всех касается: ВИЧ

20 лет назад вирус иммуно-дефицита человека впервые попал в Россию. Спустя 20 лет российская эпидемия ВИЧ по темпам роста уступает только африканской. Между тем многие продолжают считать, что СПИД — удел маргиналов.

Увы, это не так.



История ВИЧ

Все началось в 1981 году, когда ко врачам один за другим начали обращаться достаточно молодые американцы, заболевшие саркомой Капоши и другими недугами, ранее отмечавшимися только у пожилых людей с пониженным иммунитетом. Причина этого была неизвестна, и немедленно начали рождаться различные бредовые теории.





В 1983 году французский врач Люк Монтанье впервые выделил ВИЧ из крови заболевшего. Это утихомирило сторонников теории радиоактивной и химической природы ВИЧ, но немедленно родило новые легенды: про советское биологическое оружие и африканские племена, заразившиеся ВИЧ во время секса с шимпанзе.



Истинной истории рождения вируса никто до сих пор не знает, но, учитывая склонность ВИЧ к сильным мутациям (что, собственно, и не дает организму вовремя распознать его и мешает при разработке лекарств), возник он вполне естественным путем, как очередное звено эволюции. Наиболее распространенной является версия мутации ВИЧ от ВИО — вируса иммунодефицита обезьян в Африке. Видимо, в 50-е или 60-е годы, из-за активизировавшейся в Африке миграции в Америку и Европу, он и попал на остальные континенты.



ВИЧ в России

Поначалу СПИД долго не касался СССР из-за железного занавеса — первый случай был зафиксирован только в 1987 году. В 1989-м одно за другим произошли массовые заражения детей в больницах Элисты, Волгограда и Ростова-на-Дону. Это вызвало всплеск ВИЧ-истерии, люди часто отказывались от медицинских инъекций, боясь заражения через многоразовые шприцы — других тогда в стране практически не было. Тем не менее распространялось заболевание крайне медленно, существовали регионы, полностью свободные от ВИЧ, и было известно точное число заболевших. Всплеск эпидемии пришелся на 1996 год — число новых случаев в 10 раз превысило уровень предыдущего года. По данным некоторых российских и международных экспертов, число ВИЧ-положительных в России сейчас равно почти 1,5 млн человек, среди которых 80% — люди моложе 30 лет. При этом доступ к необходимым лекарствам и процедурам имеют не более 10% ВИЧ-позитивных россиян.





Симптомы

Проблема в том, что, кроме анализа, других способов выявить ВИЧ почти нет. На первой стадии заражения у инфицированного могут проявляться симптомы, похожие на грипп, но скоро организм начинает бороться с вирусом и на время его подавляет. Затем вирус годами копит силы, никак себя не проявляя. С ростом концентрации вируса падает количество лимфоцитов и понижается иммунитет. Человек становится не в состоянии бороться с другими, так называемыми оппортунистическими инфекциями — теми, которые, как правило, есть в организме любого человека, но подавляются здоровым иммунитетом. Это туберкулез, пневмония, грибковые инфекции, цитоплазмоз, саркома Капоши и другие. Одними лекарст­вами, без иммунитета, справиться с ними человек не может и обычно умирает.



Но это своего рода усредненный вариант. Некоторые зараженные ВИЧ стремительно угасают за 1-2 года, а иные живут 20, 30 лет, а то и всю жизнь, так и не заболевая СПИДом.



Можешь ли ты заразиться от ВИЧ-инфицированного?

К счастью, сам по себе ВИЧ очень слаб — он быстро погибает в открытом воздухе и в свободном состоянии уничтожается подавляющим большинством дезинфицирующих и антисептических средств. Общение и совместная жизнь с ВИЧ-положительным человеком абсолютно безопасны — ни через еду, ни через посуду, ни через одежду ВИЧ не передается. Существуют всего три пути заражения:



1. При попадании крови, содержащей ВИЧ, в кровопоток здорового человека.

2. Через сексуальные контакты.

3. От матери к ребенку во время беременности, родов и грудного кормления.



Насчет секса не все так страшно — секс с ВИЧ-положительным партнером не гарантирует на 100% передачу вируса. В Кении у некоторых женщин были обнаружены антитела, которые защищают их от возможности заразиться половым путем.



Но тебя кенийский опыт не должен воодушевлять. Не воспринимай наши речи как занудство, но презерватив, а еще лучше — постоянная, не замеченная в изменах партнерша — единственный вариант. Слухи о том, что, мол, никакой презерватив не спасет от вируса, — чушь. ВИЧ может передаваться только с жидкостью, а жидкость презерватив не пропускает. Или нет, ради объективности скажем так: почти ни один презерватив не пропускает жидкости.





Как лечат ВИЧ/СПИД

Увы, до сих пор не сущест­вует лекарства, способного окончательно вылечить СПИД. Но еще 10-15 лет назад диагноз ВИЧ означал смертный приговор. Сейчас, при условии постоянной лекарст­венной терапии, ВИЧ-положительный человек может удерживать размножение вируса очень долго.



1986 Препарат, разработанный еще в 60-е для лечения рака, помогает на время ослабить симптомы болезни. Он зарегистрирован как первое лекар­ство для лечения СПИДа.



1991-1995 Разработаны еще два средства и проведены исследования по совмещению разных препаратов. Комбинированная терапия оказалась эффективнее обычной.



1996 Врачи научились прогнозировать дальнейшее развитие болезни и более точно планировать лечение. Новые препараты — ритонавир и индинавир — позволяют переводить ВИЧ в спящую стадию даже у тяжелобольных.



1997-1998 Врачи добились почти полной гарантии рождения у инфицированной матери здорового ребенка. Противовирусная терапия еще больше упрощена. С другой стороны, появляются все новые штаммы вируса, невосприимчивые ко многим препаратам.



2000-2006 Снижаются цены на лекарства, их начинают широко продавать в Африке, Азии и Восточной Европе. Продолжаются работы по созданию новых препаратов и новых видов терапии, но и вирус продолжает активно мутировать, осложняя врачам работу.



БЕСЕДЫ

Авет Хачатрян, директор организации “Трансатлантические партнеры против СПИДа”, и Михаил Рукавишников, председатель правления “Сообщества людей, живущих с ВИЧ”, согласились поговорить с MH и ответить на наши вопросы.



— Почему, как вы думаете, ВИЧ так стремительно распространяется в последнее время?

Авет Хачатрян: ВИЧ интенсивно распространялся с момента своего появления — просто чем больше инфицированных, тем больше людей они потенциально могут заразить. И сейчас ВИЧ перешагнул порог массовости. Предпосылки к эпидемии были в самом современном образе жизни. В ХХ веке распространилось инъекционное употребление наркотиков и свободное отношение людей к сексу. Эти явления проявились на фоне, казалось бы, небывалых успехов медицины. Мы считали, что все болезни побеждены и осторожность ни к чему. Единственный способ замедлить развитие эпидемии — осознание факта, что ВИЧ касается каждого, ответ­ственный подход к своему поведению.



— Как, на ваш взгляд, организовано в России медицинское обслуживание людей с ВИЧ?

Михаил Рукавишников: К счастью, современная медицина позволила переквалифицировать это смертельное заболевание в хроническое. Антиретровирусная терапия в идеале позволяет ВИЧ-положительному человеку вести долгую и полноценную жизнь. Тем не менее ситуация не безоблачна. Во-первых, непосредственно закупка и поставка препаратов в регионы организована недостаточно хорошо. В прошлом году это привело к тому, что препараты кончились даже у тех, кто уже давно и регулярно принимал терапию. А перерывы в лечении приводят к тому, что вирус в крови ВИЧ-положительного человека вырабатывает устойчивость к препаратам и лечение перестает быть эффективным. Во-вторых, плохо организована сама система медицинской помощи людям, живущим с ВИЧ. СПИД-центры существуют только в крупных городах, и некоторым пациентам нужно проехать сот­ни километров, чтобы попасть к врачу. Квалифицированных специалистов мало, врачи СПИД-центров сами зачастую не полностью владеют необходимой информацией.



— Как российское общество относится к ВИЧ-положительным людям?

Михаил Рукавишников: К сожалению, пока в России не сформировалось толерантное отношение к ним. Очень широко распространена дискриминация людей, живущих с ВИЧ, — страх перед общением с ВИЧ-положительным, увольнение с работы, отказ в оказании медицинской помощи со стороны врачей. Недавно в Ростове-на-Дону коллеги жестоко избили молодого человека, когда узнали, что у него ВИЧ. Это, конечно, крайности, и такое случается редко, но сама проблема стоит очень остро. Причина — как раз недостаток информации о ВИЧ/СПИД. Как только общество излечится от спидофобии, решить все остальные проблемы будет значительно проще.



О своих отношениях с ВИЧ рассказывает Антон, ВИЧ-положительный москвич:

— О диагнозе я узнал в больнице. Разумеется, эту новость нельзя назвать приятной, но никакой депрессии и стресса я не испытал. Мне помогло то, что я уже много знал о ВИЧ — моя близкая подруга была инфицирована. Разумеется, первым делом сказал маме, потом друзьям. Естественно, я сообщил всем своим половым парт­нерам, так как не знал, от кого именно заразился. Никто из моих друзей никак не изменил свое отношение ко мне, и это, мне кажется, самое лучшее поведение в такой ситуации. Я такой же человек, каким был раньше.



Как только я узнал диагноз, начал через интернет искать ВИЧ-инфицированных людей, общаться с ними и вместе со своими новыми знакомыми пошел на встречу ВИЧ-положительных. Я был удивлен дружелюбной и жизнерадостной атмосферой, царящей там. Более опытные помогали мне, теперь я, чем могу, помогаю новичкам.



Единственные, кто не знает о моем диагнозе, — коллеги. Хотя, если бы они меня спросили, я бы ответил. Лишь одна моя знакомая прервала отношения со мной, сказала: “Я могу принести в дом заразу”. С такой чушью было даже бесполезно спорить. Все остальные, слава богу, реагируют абсолютно нормально.



С медицинской стороны, по крайней мере у меня, все вполне нормально. Я состою на учете в московском СПИД-центре, регулярно сдаю анализы — не понижен ли иммунитет, не повышена ли вирусная нагрузка. Если это случится, мне пропишут терапию с бесплатными медикаментами. С врачами у меня очень хорошие отношения, и я обращаюсь к ним со всеми медицинскими проблемами, не только с ВИЧ. Но, насколько я знаю, во многих регионах ситуация обстоит куда хуже.





Термины

На всякий случай, если ты вдруг забыл: ВИЧ — это лишь название вируса, а СПИД — болезнь, которую ВИЧ вызывает.



ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) Поражает клетки иммунной системы.?Попадая в организм человека, начинает размножаться.?Правильное применение противоретровирусной терапии сдерживает его размножение.



СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) Средний срок с момента инфицирования ВИЧ до развития первых симптомов СПИДа составляет 10 лет без специального противовирусного лечения.

Факторы, влияющие на прогрессирование ВИЧ:?

— генетические особенности,?

— тип вируса,

— психологическое состояние,?

— условия/образ жизни и др.



ЛЕЧЕНИЕ Антиретровирусная терапия (АРВТ) подразумевает использование нескольких препаратов, останавливающих размножение ВИЧ.?

По законам РФ, всем лицам, нуждающимся в лечении, АРВТ должна предоставляться бесплатно.



ДЕТАЛИ

* Несмотря на то, что ВИЧ — один из самых изучаемых в мире вирусов, многие моменты до конца непонятны. Как именно он разрушает иммунную систему, и почему так долго (8-10 лет) переходит в активную стадию собственно заболевания — СПИДа.



* Структура вируса простая — жировая оболочка, внутри — белки и РНК. Больше ему ничего не нужно — все необходимое для размножения он находит в клетке хозяина. Существуют две разновидности ВИЧ: ВИЧ-1 и ВИЧ-2, отличающиеся лишь набором генов. В России и вообще в мире распространен ВИЧ-1, поэтому большинство лекарств разработано для лечения именно этого вируса.



* ВИЧ живет в основном в клетках крови — лимфоцитах. Там на базе его РНК создается ДНК, и клетка принимает ее как свою собственную, помогая вирусу размножаться, расти и отпочковываться от клетки, чтобы заражать новые. Клетка работает на износ и быстро гибнет. Помимо лимфоцитов, вирус поражает моноциты и макрофаги — в этих клетках он неактивен и пока неуязвим для всех существующих препаратов. Это одна из главных проблем при лечении ВИЧ и СПИДа.



МИФЫ

* Еще на заре эпидемии ВИЧ появились сообщения о зараженных иглах в метро, автобусах и магазинах, которыми некий “злобный спидоносец” заражает окружающих. В России до сих пор по ICQ кочует легенда про ядовитые иглы во французских кинотеатрах. На самом деле ни одного подобного случая зафиксировано не было.



* Ходят также слухи о зараженных ВИЧ комарах, слепнях и бешеных собаках. В действительности перенос зараженной крови на клыках, жалах и хоботках зверей и насекомых невозможен.



* Легенды о том, что ВИЧ занесли на землю инопланетяне, разработали советские биологи для борьбы с империализмом (вариант — американские расисты для уничтожения черной расы), пока никем не проверены.





3 ИСТОРИИ О ВИЧ (опубликованы на сайте www.doverie.org)

Меня зовут Андрей, я хочу рассказать о том, как я заразился ВИЧ.?В 15 лет поехал на Черное море. В первый же вечер познакомился с одной очень симпатичной девушкой. Презерватива у меня не было, но в тот момент меня это мало волновало (ее, кстати, тоже). Немножко переживал по поводу секса без презерватива, но быстро об этом забыл. На четвертом курсе университета я заметил, что похудел, стал сильно уставать, стал мрачным и раздражительным. Однажды я вспомнил о том отдыхе на море и возникла мысль о ВИЧ. Пару месяцев не решался идти сдавать кровь на анализ. Но все же решился. Когда шел забирать результат анализа, то твердо для себя решил, что если будет положительный — я покончу жизнь самоубийством… Узнав, что у меня ВИЧ, я чуть сознание не потерял. Было такое чувство, что весь мой мир, все мои планы на будущее, надежды, мечты разрушены… Но с петлей на шее, стоя на шаткой табуретке, я внезапно захотел жить. Это неописуемое чувство — перед глазами пронеслось мое детство, я внезапно вновь как бы пережил все приятные моменты своей жизни. Я понял, что жизнь — это великий дар, и как бы тяжело не было — стоит жить и радоваться каждому моменту своего существования. И я решил — несмотря на вирус, буду жить.?Я не очень верю в медицину, для меня главное — вера. Вера в свои силы, в то, что сегодняшний день не последний, что я буду продолжать бороться”.



Мне 23 года. Мужу — 29. Я “–”, а он “+”. Вместе пятый год. О своем диагнозе он рассказал мне с самого начала, тем самым предоставив право выбирать. И я выбрала ту дорогу, по которой иду сейчас, счастливая жена и мама маленькой дочки. И я, и наша с ним дочь здоровы. И, поверьте мне, я уверена, что поступила правильно, оставшись с ним. Я, ВИЧ-отрицательная, хочу сказать, что ВИЧ — это не приговор! Просто надо быть аккуратным и осторожным. Все люди имеют право быть счастливыми, и мы, ВИЧ-отрицательные, ничем не лучше и не хуже их”.



Когда я узнал про диагноз, мне показалось, что все кончилось. Жизнь стала ограниченной 3-5 годами, страхами иметь близкого человека и проблемами. За прошедшие 6,5 лет все изменилось настолько, что в пору писать приключенческий роман. Благодаря моему диагнозу я получил возможность помогать многим людям, моими друзьями стали те, кого я никогда бы не узнал, не получи я ВИЧ. Я не пишу о том, что я рад, что у меня ВИЧ, это было бы неправдой. Но я пишу о том, что человек, столк­нувшийся с этой проблемой, может изменить не только ход своей болезни, но и своей жизни. На любовь не влияет мой статус уже давно. Много кому хочу сказать спасибо за то, что поддержали и поддер­живают день за днем”.



Благодарим за помощь в создании статьи организацию “Трансатлантические партнеры против СПИДа” и врача-спидолога Андрея Полякова

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

http://www.menshealth.com.ru - Добавил med2ru в категорию Инфекционные болезни

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь