НПВП-гастропатии: снижение риска возможно

Современную врачебную практику невозможно представить без использования нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП). Эти препараты получают от 20 до 40% людей пожилого возраста, 6% из которых – более 9 мес в году или постоянно. При этом с возрастом частота применения НПВП только увеличивается. К сожалению, практически в 100% случаев длительный прием НПВП приводит к развитию гастропатии.



Родоначальниками класса НПВП являются салицилаты растительного происхождения, использовавшиеся с древнейших времен для устранения воспаления. Раскрытие механизмов, лежащих в основе противовоспалительной активности и побочных эффектов, а также разработка на этой основе новых НПВП по праву считаются одними из крупнейших достижений фармакологии ХХ века.

НПВП используются при чрезвычайно широком спектре заболеваний: ревматоидном артрите, анкилозирующем спондилите, подагре, различного генеза невралгиях, миалгиях, головных и зубных болях, болях при первичной дисменорее, ишемической болезни сердца. Эти препараты улучшают качество жизни больных, что обусловило значительный рост их потребления, но, в свою очередь, привело к увеличению частоты развития побочных эффектов. Одной из важнейших проблем, связанных с применением НПВП, является их негативное воздействие на желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), нередко приводящее к тяжелым последствиям.

Результаты исследования, проведенного McDonald и соавт. в 1997 г., позволили прийти к заключению, что НПВП увеличивают риск серьезного поражения желудка и двенадцатиперстной кишки в 3,9 раза, а отдельно взятых кровотечения и перфорации – в 8 раз.

Термин «НПВП-гастропатии» впервые был предложен в 1986 г. для дифференциации специфического поражения слизистой оболочки желудка, возникающего при длительном применении НПВП, от классической язвенной болезни. На сегодня достаточно хорошо изучены основные звенья патогенеза НПВП-гастропатии, а возможности ее терапии и профилактики уточнены в серьезных клинических исследованиях, отвечающих требованиям доказательной медицины.



Основной механизм лечебного действия НПВП связан с прерыванием циклооксигеназного (ЦОГ) пути метаболизма арахидоновой кислоты, в результате чего подавляется синтез простагландинов – важнейших продуктов воспаления. В настоящее время открыты и изучены две формы ЦОГ: структурная (ЦОГ-1) и индуцированная (ЦОГ-2). ЦОГ-1 защищает слизистую оболочку ЖКТ, а ЦОГ-2 участвует в образовании простагландинов в очаге воспаления. Поскольку НПВП подавляют продукцию простагландинов не только в очагах воспаления, но и на системном уровне, развитие гастропатий – это запрограммированный фармакологический эффект этих препаратов. Обнаружен и местный повреждающий эффект НПВП: спустя некоторое время после введения этих препаратов наблюдается повышение проникновения ионов водорода и натрия в слизистую оболочку. Предполагается, что НПВП через провоспалительные цитокины могут вызывать апоптоз эпителиальных клеток. При применении этих препаратов поражается гидрофобный слой на поверхности слизистой оболочки желудка, обедняется состав фосфолипидов и снижается секреция компонентов желудочной слизи. В механизме ульцерогенного действия НПВП важную роль играет изменение перекисного окисления липидов (ПОЛ). Образующиеся продукты свободнорадикального окисления обусловливают поражение слизистой оболочки желудка и разрушение мукополисахаридов. Кроме того, НПВП имеют определенное влияние на синтез лейкотриенов, снижение числа которых приводит к уменьшению количества слизи, обладающей гастропротекторными свойствами. Таким образом, можно сделать вывод, что НПВП-гастродуоденопатия обусловлена как локальным повреждающим влиянием НПВП на слизистую оболочку, так и системным действием этих препаратов.

Субъективно гастропатии проявляются болями или чувством тяжести в эпигастральной области, тошнотой, иногда рвотой, изжогой и другими диспептическими расстройствами. Однако чаще всего НПВП-гастропатии протекают бессимптомно, в связи с чем возникает риск развития таких серьезных осложнений, как кровотечение и перфорация, нередко ведущих к летальному исходу. В то же время, согласно данным популяционных исследований, у больных, предъявляющих жалобы на диспепсию и гастралгии, серьезные ЖКТ-осложнения выявляются чаще, чем у тех, кто не испытывает неприятных ощущений.

Данные последних исследований показывают, что эрозивные поражения верхних отделов ЖКТ отмечаются у 30-40% пациентов, регулярно принимающих НПВП. Длительный прием НПВП в 12-30% случаев приводит к развитию язвы желудка и в 2-19% – язвы двенадцатиперстной кишки. В пожилом возрасте частота развития язв двенадцатиперстной кишки, индуцированных приемом НПВП, достигает 30%. По данным американских исследователей, осложнения НПВП-гастропатий – кровотечения, перфорация язв и их сочетание – составляют около 70 тыс. случаев в год. В Великобритании число зарегистрированных кровотечений у больных ишемической болезнью сердца, принимающих профилактические дозы аспирина, составляет около 3500 случаев в год. Согласно данным M. Langman и соавт., НПВП и аспирин увеличивают риск кровотечения в 3,5 и 3,1 раза соответственно.

Выделяют ряд факторов, существенно повышающих риск развития НПВП-индуцированных гастропатий и их осложнений: возраст старше 65 лет, язвенное поражение в анамнезе, высокие дозы НПВП, одновременный прием нескольких НПВП, сопутствующий прием глюкокортикоидов или антикоагулянтов, коморбидные заболевания, прием алкоголя, курение, наличие H. рylori. Кроме того, была обнаружена повышенная чувствительность к НПВП у женщин.

Необходимость профилактики НПВП-гастропатий определяется наличием у больного факторов риска. В случае наличия у пациента одного или нескольких факторов риска прием гастропротекторов обязателен. У больных без факторов риска следует оценивать субъективные ощущения.

Профилактика НПВП-индуцированных гастропатий – очень актуальная и сложная задача, так как большинству больных не удается отменить прием НПВП из-за высокого риска обострения заболевания, по поводу которого пациент их систематически принимает. Так существует ли возможность избежать повреждения гастродуоденальной слизистой оболочки и свести к минимуму риск развития НПВП-гастропатий?



Возможность предотвратить развитие НПВП-индуцированных изменений слизистой оболочки ЖКТ появилась благодаря созданию новых НПВП, обладающих более высокой селективностью в отношении ЦОГ-2, участвующей в продукции простагландинов. Представителем препаратов этой группы является мелоксикам (Мовалис).



Другой способ уменьшить повреждающее влияние НПВП на слизистую оболочку ЖКТ заключается в комбинировании НПВП с синтетическим аналогом простагландина Е1 – мизопростолом, компенсирующим уже развившийся дефицит эндогенных простагландинов. Однако и этот препарат не лишен побочных эффектов, ограничивающих его применение. Немаловажными являются необходимость частого приема мизопростола и его высокая стоимость. Британские ученые, изучавшие длительное использование противоязвенных препаратов, отмечают, что, несмотря на широкое применение НПВП, из 60 тыс. обследованных больных мизопростол длительно принимали лишь двое. Эти данные еще раз подчеркивают необходимость выбора наиболее безопасного и в то же время эффективного препарата из новой генерации НПВП.

Одним из таких препаратов является мелоксикам, который селективно ингибирует ЦОГ-2 и характеризуется лучшей переносимостью по сравнению с традиционными диклофенаком, пироксикамом и напроксеном. Высокая эффективность и хорошая переносимость мелоксикама при лечении остеоартрита продемонстрированы в ходе двойного слепого рандомизированного клинического исследования MELISSA, в котором приняли участие 10 тыс. пациентов. В этом исследовании оценивали эффективность короткого курса лечения мелоксикамом в дозе 7,5 мг при обострениях остеоартрита поясничного отдела позвоночника, сопровождавшихся болевым синдромом. Эффективность исследуемого препарата сравнивали с диклофенаком в дозе 100 мг в форме с замедленным высвобождением вещества.

Результаты исследования показали, что указанная доза диклофенака по эффективности эквивалентна 7,5 мг мелоксикама. Однако на протяжении двухнедельного курса лечения мелоксикамом нежелательные эффекты были отмечены у 13% больных, среди принимавших диклофенак – у 19% (p < 0,001). Среди наиболее часто встречающихся осложнений со стороны ЖКТ в группе мелоксикама было значительно меньше диспепсий (p < 0,001), тошноты и рвоты (p < 0,05), болей в животе (p < 0,001) и диареи (p < 0,001) по сравнению с диклофенаком. 94,1% пациентов группы мелоксикама против 89,3% больных из группы диклофенака прошли полный курс лечения. Среди пациентов, включенных в исследование, в группе мелоксикама было больше больных с язвенными поражениями в анамнезе, при этом субъективная переносимость препарата была оценена как хорошая.

Мелоксикам обладает 20-кратной селективностью к ЦОГ-2 по сравнению с ЦОГ-1 (EULAR, Прага 2001), что позволяет снизить синтез простагландинов в очаге воспаления в значительно большей степени, чем в слизистой оболочке желудка. Кроме того, мелоксикам угнетает ПОЛ, снижает образование свободных радикалов, фактора активации тромбоцитов, фактора некроза опухоли, протеиназ и других медиаторов воспаления. Фармакологические свойства мелоксикама выгодно отличают его от других НПВП. Длительный период полувыведения (20 ч) позволяет принимать препарат 1 раз в сутки, делая его максимально удобным для применения и способствуя повышению комплайенса. Биодоступность препарата составляет около 90% и не зависит от приема пищи. Мелоксикам метаболизируется в неактивные метаболиты, которые экскретируются в половинных пропорциях с калом и мочой. Преимуществом этого препарата является его совместимость с антацидами, циметидином, ацетилсалициловой кислотой, метотрексатом, варфарином, фуросемидом – препаратами, которые чаще всего принимают больные среднего и пожилого возраста, страдающие болезнями суставов, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями водно-солевого обмена с тенденцией к гиперкоагуляции. Обезболивающее действие мелоксикама повышается при сочетании с миорелаксантами, что особенно важно при вертеброгенных болевых синдромах.

Практическое значение имеют исследования эффективности и переносимости мелоксикама (Мовалиса) у больных старших возрастных групп. Bevis с соавт. в 4-недельном исследовании пациентов, страдающих ревматическими заболеваниями (средний возраст – 70 лет) с умеренными нарушениями функции почек (клиренс креатинина 25-60 мл/мин), продемонстрировали, что прием мелоксикама (Мовалиса) в дозе 15 мг не сопровождался значительными изменениями клиренса креатинина, мочевины и калия в сыворотке крови. При этом побочные эффекты со стороны ЖКТ наблюдались лишь у 5% больных. В этой группе пациентов также не было отмечено кумуляции препарата.

Мелоксикам, как и пироксикам, относится к группе производных эноликовой кислоты, но отличается от него по структуре, что сопровождается изменениями эффектов препарата. Согласно результатам исследования, проведенного Patoia и соавт., 4-недельный прием мелоксикама в дозе 7,5 мг не вызвал изменений на слизистой оболочке желудка, что было подтверждено эндоскопически. В то же время пироксикам в дозе 20 мг вызывал значительное повышение эндоскопического показателя повреждения, в том числе множественные изъязвления.

В ходе 6-месячного двойного слепого сравнительного исследования мелоксикама в дозе 7,5 мг/сут и напроксена в дозе 750 мг/сут эффективность обоих препаратов была примерно одинаковой, однако мелоксикам обладал лучшей переносимостью, в частности в отношении ЖКТ и почек. В группе мелоксикама различные желудочно-кишечные осложнения были отмечены у 30,3% пациентов, в группе напроксена – у 44,7%. Язва желудка развилась у двух пациентов, получавших напроксен, в группе получавших мелоксикам такой побочный эффект не зарегистрирован. Снижение гемоглобина и повышение уровня креатинина были значительно более выраженными в группе напроксена.

Согласно результатам метаанализа 28 клинических исследований мелоксикама (24 196 больных), проведенного G. Singh и соавт., этот препарат в суточной дозе 7,5 мг достоверно более безопасен с точки зрения развития гастроинтестинальных осложнений, чем диклофенак, напроксен и пироксикам. Этот же метаанализ не выявил данных, свидетельствующих об увеличении частоты сердечно-сосудистых событий на фоне приема мелоксикама по сравнению с напроксеном и пироксикамом, и подтвердил меньшее количество тромбоэмболических осложнений по сравнению с диклофенаком.

При проведении метаанализа 10 рандомизированных строго контролируемых исследований с участием более 20 тыс. больных было установлено, что терапия мелоксикамом позволяет уменьшить риск возникновения желудочно-кишечных осложнений на 36%, снизить частоту тяжелых поражений ЖКТ (язвы, перфорации, кровотечения) на 48% по сравнению с диклофенаком, пироксикамом и напроксеном.

Риск возникновения побочных реакций со стороны ЖКТ уменьшается даже у лиц, получающих сочетанную терапию мелоксикамом и кардиопротекторными дозами ацетилсалициловой кислоты.

Интересные сведения об использовании мелоксикама представили немецкие клиницисты. 2155 врачей Германии назначали мелоксикам 13 307 пациентам, 61% которых были больны остеоартритом. Около 60% пациентов до начала приема мелоксикама лечились другими НПВП: в 43,2% случаев их назначение было неэффективным, а у каждого пятого больного возникала непереносимость. У пациентов с высоким риском развития НПВП-гастропатий или при возникновении осложнений во время приема неселективных НПВП врачи назначали селективные ингибиторы ЦОГ-2. В этой группе больных частота нежелательных реакций, ставших причиной отмены препарата, при приеме 7,5 мг/сут мелоксикама составила 0,6%, 15 мг/сут – 0,7%.

В заключение следует отметить, что использование селективных ингибиторов ЦОГ-2, в частности мелоксикама (Мовалиса), позволяет свести к минимуму риск развития НПВП-индуцированных гастропатий при сохранении высокой эффективности лечения.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

http://www.health-ua.com - Добавил med2ru в категорию Гастроэнтерология

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь