«Комплекс Чебурашки»: почему ребенок хочет поменять внешность

«Комплекс Чебурашки»: почему ребенок хочет поменять внешность

В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он хочет что-то изменить в своей внешности. Для одних камнем преткновения становится форма носа, для других — форма груди. Юля тоже имела некоторые пожелания для пластического хирурга.

У Юли были благородные уши. Дед, взяв ее на руки, маленькую, лысую, в одеялке с розовой ленточкой, сразу снял с нее чепчик, чтобы рассмотреть их. Дед считал, что уши – признак породы, его породы, и очень расстраивался, когда очередной внук или внучка подводили с ушами. Но Юля не подвела. Дед даже ахнул. Положил Юлю на диван, сел рядом и долго смотрел то ли в ее голубые глаза, пока еще ничего конкретного не выражавшие, то ли на ее уши, будто пришитые к голове очень аккуратно, но строго перпендикулярно. Юля росла, росли уши, росла гордость деда за породу, постепенно росли и волосы, которые должны были хоть как-то скрывать благородные породистые уши.

В 11 классе она пришла к деду и попросила денег на пластическую операцию. Дед денег не дал и не разговаривал с ней месяц или два. Юля накупила себе шляп с широкими полями, ярких беретов и уехала поступать в университет в другой город. А в другом городе за два года она с помощью родителей накопила нужную сумму на операцию, и сделала себе пластическую коррекцию ушей, лишив их благородства, а себя, судя по всему, породы.

Юля очень любит рассказывать историю, как она, впервые в жизни завязав волосы в тугой пучок на затылке, надела платье-футляр, на новые уши нацепила гигантские серьги с топазами, на ноги — туфли на 15-ти сантиметровых каблуках и не просто вошла в аудиторию, а вплыла в нее. Вплыла и поплыла между рядов, встречаясь взглядом с однокурсниками, наклоняя голову к плечу при разговоре так, что собеседнику открывался чудный вид не только изящного изгиба ее шеи, но и вся прелесть ее новых ушей. К концу третьей пары никто так и не обратил внимания на изменения во внешности Юли, и Юля вышла из себя. Перебив лектора, она встала посреди аудитории и голосом, срывающимся на визг, произнесла: «Вы что реально не видите, что у меня новые красивые уши? Я их вообще для кого делала?». Новые уши, как и старые, реально никто не замечал.

Занавес. Титры.

Откуда в ребенке необходимость изменять свое тело?
Наталья Мизина, психолог: «У многих подростков существует представление о мнимом или переоцениваемом физическом уродстве»:

«На мой взгляд, родители, задавая вопросы из категории «Откуда в моем ребенка такая блажь? » кому бы то ни было, снимают с себя всю ответственность за процесс взаимодействия с ребенком. А с детьми необходимо разговаривать, хотя, это болезненный процесс, потому что для них в подростковом возрасте родители – не авторитет, плюс ко всему мало кто из родителей знает, с какой стороны к собственному ребенку подойти.

Родителям чаще всего проще сказать «нет» вместо того, чтобы спросить, почему ребенок думает, что ему необходимо изменить внешность. А тем временем, у многих подростков существует представление о мнимом или переоцениваемом физическом уродстве. Такая убежденность может идти в паре с желанием исправить все это «уродство» при помощи операции, косметики, одежды и т.д. В этот же период подростки, исходя из представлений о себе как «уроде» отказываются от социальных контактов, предпринимают попытки суицида. Они считают, что это «уродство» видят абсолютно все и только на них смотрят и только об этом и говорят все окружающие. Поэтому необходимо постоянно принимать участие в жизни ребенка, что предполагает, разговоры, предложения, проявление искренней заинтересованности, мотивация и тд.

Например, моя дочь в 14 лет решила поставить себе в ухо тоннель, я сказала «ок, но давай посмотрим, чем это чревато». В интернете мы нашли информацию о побочных эффектах этой процедуры, после знакомства с которыми она насторожилась, а я была уже категорически против, но нашла в себе силы согласиться на менее болезненную альтернативу – покраску волос в зеленый цвет. К слову, к парикмахеру мы тоже пошли вместе.

Подростки находятся в очень тонком состоянии, выходят во взрослый мир, устанавливают свои порядки и, главное — не перегнуть и не пропустить, в общем быть рядом и разговаривать».

Владимир Байтингер, главный внештатный пластический хирург Департамента здравоохранения Томской области, засл. врач РФ, профессор: «Существует психокомплекс «чебурашки». Это ужасно».

«Это совершенно не блажь! Подростки «бьются» за самоутверждение! Какой ценой? По-разному у мальчиков и у девочек. Что касается ушей — это очень серьезно! Существует психокомплекс «чебурашки». Это ужасно. Дети очень жестоки друг к другу. «Чебурашек» бьют. Что касается девочек, то их половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков. Девочки очень рано начинают изучать свое тело. Зеркало рано становится их любимым предметом для самоизучения. Поэтому в последние годы я иду навстречу детям и устраиваю акции перед поступлением в школу по эстетической отопластике. Я, как врач, понимаю, что с точки зрения возрастной анатомии это может быть рано. Но сегодня имеется большой арсенал бережного решения этой проблемы без резекции ушных хрящей. И я это делаю. Это – большая радость для детей и профилактика депрессии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Я против пирсинга и татуировки, но это другой вопрос».

Андрей Байтингер, младший научный сотрудник НИИ Микрохирургии: «Ввиду отсутствия некой жизненно важной доминанты (роды, голод, выживание и т.д.) у подростков формируется иная мысль, которая, не имея конкуренции, становится в их мозгу доминирующей. »

«История довольно стандартная и порой большинство прооперированных нами детишек действительно считают, что им стало лучше в жизни. Наверное, просто потому что из их сознания ушла доминирующая мысль о своей неполноценной внешности. Это подобно тому как мы, испытывая голод, думаем только о том, как его утолить. Утоляя голод, доминирующая мысль исчезает. Это физиология. Господин Ухтомский в 20 веке сформировал учение о доминантах головного мозга. Его собачки должны были выбирать чего им больше хочется: сходить в туалет или съесть вкусняшку. Наша нервная система устроена так: наш мозг постоянно формирует некие доминанты, которые определяют наши действия, наши реакции в определенные моменты жизни. Так, без формирования родовой доминанты в головном мозге ни одна женщина не сможет родить ребенка. На мой взгляд, тоже самое происходит и с детьми. Ввиду отсутствия некой жизненно важной доминанты (роды, голод, выживание и т.д.) у подротсков формируется иная мысль, которая, не имея конкуренции, становится в их мозгу доминирующей».

Максим Воронин, отец, журналист: «Желание ребенка поменять свою внешность — безусловное свидетельство того, что на самом деле ему хочется поменять нечто более масштабное».

«Как ни банально, я сторонник воспитания себя, а не детей. Если ребенок в чем-то кардинально расходится с тобой во взглядах, первое, что стоит сделать, прислушаться к себе: а является ли твоя точка зрения искренней? А нет ли здесь лицемерия, стремления навязать что-то, что сам ты не особенно склонен примерять на себя? Я не говорю о банальных вещах, когда родители собственные ошибки молодости компенсируют полным запретом для детей приближаться к опасным с их точки зрения темам. Я говорю о том, что дети считывают и копируют модель поведения родителей гораздо глубже и проницательнее, чем кажется на первый взгляд. И если какие-то родительские запреты не вписываются в эту модель, конфликт неизбежен. Поэтому для начала следует спросить себя самого: «А почему бы МНЕ захотелось сделать с собой такую штуку?» Именно с этого надо начинать искать общий язык.

Желание ребенка поменять свою внешность — безусловное свидетельство того, что на самом деле ему хочется поменять нечто более масштабное. Он хочет быть более удовлетворен собой, чувствовать себя увереннее, привлекательнее, вписаться в симпатичную ему среду, используя ее код. Почти наверняка это вызвано проблемами с самооценкой и хорошо, если они вызваны подростковым гормональным всплеском, а не воспитаны за долгие годы усилиями родителей.

Сколько помню нашу семью, во всех поколениях дети воспитывались с помощью двух вещей: свобода и здравый смысл. Любого из нас было очень трудно заставить делать что-то, назначение чего непонятно. «Просто потому что надо» — такое никогда не прокатывало. С самого юного возраста мы требовали разумных доводов, а в их отсутствие становились на дыбы. Что-то подсказывает мне, что в отношениях со своими детьми я увижу ту же модель поведения: простой словесный родительский запрет по административному эффекту близок к белому шуму, ребенка невозможно заставить. Зато его можно отговорить — и он как разумное существо под действием аргументов примет собственное решение. Других безвредных инструментов воздействия, честно говоря, себе не представляю».

Похожие новости
  • Нет похожих записей

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback на Вашем сайте.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)