Ответим на два вопроса.
• Почему так важно обсуждать с ребенком мультфильмы, спектакли, книги?
• Обмен впечатлениями, ментальное сближение.
Если родители и дети смотрят одни мультфильмы и сказки, читают одни книги, у них появляется не только больше тем для обсуждения, но и больше общих образов, слов, ассоциаций. Им будет проще найти общий язык, точки соприкосновения.
• Эмоциональное сближение.
Разделяя процесс чтения или просмотра, родители и дети разделяют и эмоции, происходит сближение. Человек никогда не будет откровенен с другим человеком, если не испытал с ним общих эмоций. Взрослые в таком случае говорят: «Я с ним не служил» или «Я с ним не пил». Для детей это звучит как «Я с ним не читал» и «Я с ним не играл».
• Обмен опытом.
Делясь впечатлениями, можно предаться воспоминаниям. Ребенку будет не только полезно, но и любопытно узнать, какими были родители в детстве. Ему понравится узнать, что когда-то мама и папа тоже не хотели чистить зубы, ложиться спать, бросать недочитанной сказку. Самим родителям также весьма полезно будет вспомнить себя в детстве – этот прием поможет лучше понять собственного малыша.
• Расстановка акцентов, компенсация негативного впечатления.
Все дети делятся на две группы: те, кого восхищает Лиса, и те, кому жалко Колобка. Давая свои комментарии, родители могут акцентировать моменты, которые ребенок упустил из вида. Например, что Колобок был грубияном. Еще можно инетпретировать сказку так, что Колобок поставил себе цель – убегать от всех встречных, но затем забыл о цели и уперся в то, чтобы Лиса расслышала его песню. В итоге, Колобка съели.
Словом, давая комментарии и интерпретации, родители расширяют кругозор ребенка и помогают в эмоциональной адаптации.
• Развитие воображения.
Обсуждая историю, очень полезно попытаться ее продолжить или предложить ребенку представить, что он попал в сказку. Что бы он делал, как бы поступил на месте персонажей. У ребенка развивается и логика, и воображение. Главное быть осторожным и не напугать малыша. Сказка должна оставаться сказкой, а конец должен быть счастливым.
• Как подступить к консилиуму?
Если ребенок впечатлен, он сам начнет делиться впечатлениями. Нужно лишь поддержать его инициативу, постепенно вводя вопросы и собственные замечания.
Если ребенок не склонен к экспрессии, можно спровацировать его, высказав собственные эмоции. Например, «Скучный мультик какой-то, да? А тебе понравился?»
С детьми постарше, лет с 10-ти, провокационный подход срабатывает лучше. Дети в этом возрасте начинают дистанцироваться от родителей, осознают пропасть между детским и взрослым восприятием мира. В совместном обсуждении можно если не устранить эту пропасть, то хотя бы навести мосты. В конце концов, все мы в душе – дети, просто иногда забываем об этом.
Автор: Варвара Павлюкова