Как повысить IQ у детей: советы родителям

Сегодня практически каждый родитель старается растить своего ребенка максимально разносторонней личностью: спорт, книги, математические навыки, задания на логику и многое-многое другое. Другими словами, давая нашим детям задания самой различной направленности, мы повышаем тем самым их IQ, что помогает им намного проще воспринимать и усваивать поступающую со всех сторон информацию.


Intelligence Quotient, или IQ – это коэффициент интеллекта. Эта мера измерения была предложена немецким психологом Вильгельмом Штерном еще 100 лет тому назад. За точку отсчета принимается коэффициент интеллекта среднестатистического человека, принятый за 100. IQ ниже 70 баллов свидетельствует о проблемах с мыслительной деятельностью. Большая часть учеников старших классов имеет IQ в среднем 110-120, у отличников он несколько выше – 130-140.


Одни исследователи считают, что уровень IQ во многом определяется наследственностью, но тогда получается, что у всех потомков гениальных людей и дети должны быть гениальны. Но, как известно из истории, это совсем не так. А это означает, что повлиять на развитие мозговой деятельности, то есть интеллекта, вполне в наших силах. И сделать это можно практически в любом возрасте, но начинать, конечно же, лучше как можно раньше, ведь детский мозг еще так гибок и податлив.


Как формируется интеллект



Интеллект ребенка начинает формироваться практически сразу с закладыванием в маленьком тельце нервной системы, то есть еще в утробе матери. Это доказано уже довольно большим количеством проведенных исследований. А значит, в формировании будущей интеллектуально развитой личности период беременности играет важную роль. Помните: интеллект является не только врожденным, но и приобретенным качеством каждого человека!


Замечено, что у тех женщин, которые во время беременности активно занимались физическими упражнениями, дети чаще обладали более высокими интеллектуальными способностями по сравнению со многими сверстниками. И это – факт, подтвержденный статистикой. Конечно, это далеко не единственный фактор, влияющий на внутриутробное развитие ребенка. Большое значение имеют также полноценное питание матери во время беременности и поступление всех необходимых для формирования здорового малыша витаминов и минералов. Наибольшее значение имеют фолиевая кислота и йод.


Также не забывайте постоянно общаться со своим ребенком, даже если еще у вас в животе, или просто слишком мал и пока не разговаривает. Все равно – общайтесь. Рассказывайте, что вы делаете, куда идете, называйте предметы и фрукты, говорите, какого они цвета, рассказывайте про природу, животных и птиц, и так далее.


А когда ваш малыш подрастет, постарайтесь не отмахиваться от его постоянных «почему», «зачем» и «это что» - все это не только дарит детям уверенность в том, что мама и папа рядом и они все и всегда знают и всегда помогут, но и развивает их интеллект, повышая IQ. Запомните: большинство связей между нейронами головного мозга формируются в самом раннем возрасте, примерно до трех лет. Соответственно, именно в этом возрасте и закладываются основы для развития высокого IQ. Дайте вашему малышу шанс: читайте вместе книги классиков и современных детских авторов, играйте в разнообразные игры и головоломки для раннего развития.


Правда, все это, конечно же, очень хорошо и необходимо любому малышу для его развития, но, несмотря на первоначальные данные, заложенные от рождения и до трех лет каждого ребенка, важное значение для будущей успешной жизни зависит еще и в большой степени от трудолюбия, целеустремленности и упорства в достижении целей, поэтому в равной степени стоит уделять внимание и развитию этих качеств.


И сегодня мы рассмотрим, как, по мнению физиологов, нейробиологов и диетологов восполнить возможные пробелы в развитии ребенка.


Проанализируйте рацион питания вашего ребенка



Как хором говорят нам врачи, педагоги, диетологи и натуропаты, для здоровья детей, равно как и взрослых, очень важен сбалансированный рацион питания. В частности, полноценное питание для получения своеобразного «топлива» требуется и нашему мозгу. Вкупе со здоровыми привычками питания это позволит нашим детям в подростковом возрасте использовать потенциал мозга по максимуму, а также позволит сохранить их хорошее самочувствие и нормальное психическое развитие.


Правильное питание насыщает мозг человека витаминами A, E, C, D и группы B, а также такими минеральными веществами, как кальций, калий, натрий и магний. Здоровье и активность нейронов (клеток мозга) обеспечивает витамин B12, а отвечают за слаженную работу клеток и выработку нейромедиаторов витамины В6, тиамин, рибофлавин и ниацин.


А вы знаете, для чего нам нужна докозагексаеновая кислота, или ДГК? Это одна из важнейших составляющих Омега-3 жирных кислот, депонирующая в клетках мозга и отвечающая за нормальную работу нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Многочисленные исследования доказали, что ДГК повышает способность понимать и усваивать новую информацию. Соответственно, недостаток докозагексаеновой кислоты снижает эту способность.


Также негативное влияние на умственную деятельность ребенка оказывает недостаточное поступление в организм витамина В12, меди, витаминов D и Е, магния, йода, фолиевой кислоты, Омега-3, железа и белков. Их нехватку, особенно витамина D, часто связывают с развитием когнитивных нарушений, слабостью мышц, депрессией.


Поэтому, помимо правильного и полноценного рациона питания, детям для профилактики недостатка жизненно важных витаминов и минералов полезно 2 раза в год давать различные сбалансированные комплексы витаминов и минералов. Это связано еще и с тем, что качество современных продуктов очень часто оставляет желать лучшего.


Завтрак для улучшения мышления и повышения памяти



Полноценный завтрак утром перед школой – правильная и очень полезная привычка. Во-первых, завтрак насытит организм энергией на предстоящий день и, во-вторых, улучшит мыслительную деятельность и способность к обучению вашего ребенка.


Замечено, что в тех странах, где в школах предусмотрен полноценный вкусный завтрак, у учеников выше показатели памяти, внимания, креативности мышления, математические и вербальные способности (по сравнению со школами, где такой практики нет или еда не очень съедобная).


Особенно важен утренний прием пищи для детей от 4 до 10 лет. Исследования, проведенные с применением томографа, показали, что в этом возрасте скорость усвоения глюкозы, которая является «топливом» для мозга, в 2 раза выше, чем у детей старшего возраста.


К сожалению, почти 40 % детей наотрез отказываются от завтрака, а у родителей не всегда есть возможность за этим проследить. Но и у тех, кто не пропускает прием пищи по утрам, рацион далеко не всегда тот, который поможет ребенку в течение дня, насытив его питательными веществами, витаминами и микроэлементами.


Например, во многих семьях на завтрак детям дают сухие хлопья с молоком или соком. Но их большая часть – пустышка, несмотря на завлекательную рекламу, то есть не содержит необходимых питательных веществ в нужном количестве за счет основательной переработки первоначального полезного продукта в хлопья. К тому же, часто в них присутствует генномодифицированная кукуруза, а количество сахара и вовсе зашкаливает. Не менее вреден и сок промышленного производства.


Результатом такого завтрака может стать совсем не тот эффект, которого вы ожидали, а именно: головокружение, слабость, проблемы с концентрацией внимания, чувство тревожности и усталости.


А потому все диетологи советуют дать ребенку на завтрак хороший бутерброд из цельнозернового хлеба с сыром, например, и стаканом свежевыжатого сока. А еще лучше – свежесваренную кашу из любых цельнозерновых круп или оладушки со стаканом молока и фруктами. Углеводы, содержащиеся в зерновых продуктах, быстро превращаются в глюкозу, необходимую для питания мозга, а также способствуют выделению серотонина – нейромедиатора, помогающего нам успокоиться.


Продукты, стимулирующие мозговую деятельность у детей



Усилению когнитивных способностей (психических функций: внимание, восприятие, речь, интеллект) ребенка в большой степени способствуют такие продукты, как:



  • Оливки – входящие в их состав мононенасыщенные жирные кислоты способствуют приток кислорода к клеткам мозга. А оливковое масло является отличным источником ценных антиоксидантов.

  • Орехи – это тоже поставщики мононенасыщенных жирных кислот и витамина Е, защищающего мозг от дегенеративных разрушений.

  • Авокадо – этот вкусный фрукт богат полезными жирными кислотами Омега-3, усиливающими прилив крови к мозгу. Кто-то ест авокадо кусочками, кто-то – намазывая его мякоть на хлеб, а некоторые и вовсе – слегка присыпав гималайской солью.

  • Темный шоколад – полезен за счет содержащихся в какао бобах флавоноидов (природных антиоксидантов), усиливающих мозговое кровообращение, активизирующие мыслительную деятельность и повышающие настроение.

  • Черника – это также отличный источник флавоноидов. Черника не только вкусна и ароматна, но и улучшает память, логическое мышление и внимательность. Вкусный и полезный рецепт: смешайте одну горсть черники с натуральным греческим йогуртом и дайте ребенку в школу. Полезный перекус вашим детям будет обеспечен! По желанию вместо йогурта можно взять молоко.

  • Соя и подсолнечник – содержат большое количество холина. Это незаменимое питательное вещество для мозга, печени и сердечно-сосудистой системы. Также холин расслабляет и успокаивает нервную систему. Удобно применять порошковый подсолнечный лецитин. В нем содержится большое количество холина и комплекс фосфолипидов. Лецитин - важное вещество для детского организма, участвующее в процессе роста абсолютно всех клеток в организме, а также являющееся основным структурным материалом для головного и спинного мозга.


Хороший сон влияет на эффективность работы мозга



О том, насколько эффективно влияют на работу мозга хороший сон, сбалансированный рацион питания и физическая активность ребенка, говорит тот факт, что в 2014 году специалистами Академии педиатров США были разработаны рекомендации для учеников начальной и средней школы. Одной из рекомендаций было начало учебных занятий не раньше 8.30 утра.


Согласно проведенным ими исследованиям, риск возникновения депрессии и набора лишнего веса значительно ниже у тех подростков, которые лучше высыпаются, по сравнению с теми, кто предпочитает посидеть подольше, а то и вовсе не спит ночью. И даже более того. У тех детей, кто регулярно полноценно высыпается, результаты проверочных работ по различным предметам оказались выше. Да и на активную жизнь у них остается гораздо больше энергии, чем у тех, чей режим дня не соответствует возрасту.


Да! Физической активности и успехам в учебе



Все мы, конечно же, хотим, чтобы наши детки росли умными и хорошо учились, но запомните: дети не должны все время проводить за учебой! В его распорядке дня обязательно должно найтись время для прогулок с друзьями, игр и внешкольных увлечений. Игры – нив коем случае не за компьютером/планшетом/телефоном! Только на свежем воздухе! Ребенок, который привык все время сидеть за столом или лежать на диване, вырастет или трудоголик, не умеющий отдыхать, или лентяй, которому сложно даже просто выйти на улицу. Такой образ жизни является причиной различных заболеваний и депрессивных состояний.


А вот прогулки на воздухе и занятия спортом на открытых стадионах и спортплощадках как раз таки наоборот – способствуют успехам в обучении, улучшают интеллектуальное развитие детей и повышают их способность к адаптации в непривычной ситуации.


Например, если у ребенка есть проблемы с чтением – займитесь с ним упражнениями, развивающими координацию и ощущение времени. А вот игры, возникающие и развивающиеся по инициативе самого ребенка, помогают детям легче справляться с трудными ситуациями. Именно поэтому во многих школах мира между уроками существуют обязательные «переменки», чтобы дети могли расслабиться, отдохнуть и немного отвлечься от процесса учебы в играх с товарищами.


Слушайте классическую музыку вместе с детьми


Уже давно не секрет, что прослушивание классических музыкальных произведений (например, Баха, Моцарта, Бетховена, Бизе, Брамса, Глинка, Вивальди, Мусоргского и так далее) обеспечивает раннюю стимуляцию клеток головного мозга и способствуют развитию интеллекта ребенка. Причем начинать лучше всего как можно раньше. Согласно исследованиям, младенец в животе у матери способен слышать музыку и реагировать на нее уже примерно с 7-го месяца беременности.


Обнимайте своих любимых детей!



Казалось бы, простое касание. Что оно может дать ребенку, кроме ласки? Да ведь именно в этом-то и дело! Чем чаще вы касаетесь своего ребенка: обнимаете его, пожимаете руку, гладите по голове, чешете спинку или целуете перед сном – тем в большей безопасности он себя чувствует, а это напрямую связано с развитием эмоционального интеллекта и повышает их способность к обучению.


Постарайтесь установить с вашим ребенком максимально теплые, тесные, дружеские и доверительны отношения. Мозг ребенка, как и мозг взрослого человека, регулирует те эмоции, которые мы испытываем. Если ребенок не чувствует себя защищенным, любимым, нужным, его отрицательные эмоции могут взять верх и перекрыть возможность развития интеллектуальных способностей.


Покажите ребенку все разнообразие окружающего мира


Постарайтесь максимально отдалить детей от компьютера, телевизора и телефона – все это загоняет мир ребенка в рамки, далекие от настоящей жизни, и мешает его живому взаимодействию с миром, окружающим нас в действительности.


Покажите вашему ребенку все многообразие настоящего, живого, реального мира. Дайте ему возможность активно познавать и изучать живую природу. Разрешите детям помогать вам в огороде, возьмите его с собой в лес за грибами или ягодами, вместе посмотрите, какое разнообразие цветов и трав вас окружает, соберите букет из ярких осенних листьев или шишки и желуди для поделки, смастерите скворечник или кормушку для птиц – да мало ли что можно делать вместе людям, которые любят друг друга?


Исследуя новое и пока еще для него неизведанное, ваш ребенок будет развивать творческую сторону своей натуры, что заставит мозг думать и учиться, познавая окружающий мир.


Нашим детям не нужны дорогие новомодные игрушки, им нужно наше внимание и участие. В разных странах мира в разное время проводилось множество исследований, показавших удивительный результат: детям не важна сложность, цена игрушки или любого другого подарка, им важно действие, которое можно произвести с ее помощью.


И когда родители и дети играют или занимаются вместе, дети учатся многому не только от самой игры, но и от родителей тоже: их знаниям, их поведению, их способности рассуждать, их умению играть (это тоже надо уметь!), их способности взаимодействовать спокойно и разумно друг с другом и с окружающими. Это, конечно же, напрямую влияет на развитие нейронный связей в головном мозге ребенка и развитию его интеллектуальных способностей.


Хвалите своих детей!


Не забывайте хвалить своих детей! Уверенность в своих силах и в поддержке близких – это то самое, что позволит им в будущем ставить и добиваться задуманных целей, не бояться нового и делать удивительные открытия. Но хвалите не только за интеллектуальные достижения, но и за усилия, которые были для этого затрачены.


Ребенок должен научиться понимать, что конечный результат, конечно же, очень важен. Но не менее важны и те действия, которые к нему приводят. И всегда соотносите результат с силами и возможностями именно вашего, конкретного ребенка, а не абстрактного соседского, который лучше учится или занимается спортом.


У каждого ребенка с рождения заложен свой потенциал, и для того, что одному дается легко, второму надо потрудиться. И даже если у вашего ребенка не все получилось так, как вам хотелось бы, но вы точно знаете, что он приложил для достижения результата максимум сил и стараний – обязательно похвалите! Вы повысите его самооценку и в следующий раз результат будет уже значительно лучше. Умению учиться тоже надо учиться.


Чтение значительно повышает уровень IQ



Детям, впрочем, как и взрослым, обязательно надо читать. Мы имеем в виду не учебники и книги по школьной программе, а внеклассное чтение. И тут надо понимать, что читать детям тоже можно не все. Сейчас, к сожалению, издается очень много некачественной литературы, способной отуплять наших детей.


Поэтому читать лучше все-таки как можно больше произведений, относящихся к детской классической литературе, открывающей ребенку окно в мир простых повседневных человеческих отношений: дружбы, радости, справедливости, честности, ответственности за свои слова и поступки. Книги могут рассказать об истории мира, о красоте нашей планеты и о войнах, происходящих в разных ее частях на протяжении множества столетий, о великих и низменных поступках людей, о великих открытиях и людях, которые их делали, а также о многом-многом другом.


А если ваш ребенок еще и изучает иностранные языки – это совсем великолепно! Давайте ему книги для чтения на языке автора: сначала попроще, а дальше уже само пойдет. Главное – заинтересовать, ведь перевод любого произведения – это отчасти и видение переводчика, а узнать, что именно было сказано самим автором – это совершенно другое дело.


Чтение не только развивает мозг, расширяет словарный запас, учит грамотности, но еще и развивает душу, делая наших детей чище и добрее.


Любите своих детей, дарите им заботу и внимание, обнимайте их, целуйте, хвалите, вместе с ними играйте и занимайтесь спортом, помните, что каждый ребенок уникален от природы, и пусть все наши дети будут умными и счастливыми!


Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Добавил v.v. 1391 день назад в категорию Педиатрия

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь