«Мама и папа, сделайте что-нибудь»: как родители могут помочь ребенку после кохлеарной имплантации

Не нервничать, четко выполнять рекомендации и много заниматься с малышом дома. Очень много. Эти и другие советы специалистов, как вести себя взрослым сразу после операции по установке малышу имплантов.


Слышим вместе


Кохлеарная имплантация – серьезная операция. Пройти через нее – благо для ребенка, который иначе никак не мог бы слышать. Но в то же время сама ситуация, связанная с осознанием глухоты своего малыша, принятием решения о хирургическом вмешательстве, организационные предоперационные моменты – огромный стресс для всей семьи. Родители очень сильно переживают и, конечно, хотят помочь.


На ход самой операции любящие взрослые, разумеется, повлиять не в силах. Но от правильной тактики поведения и взаимодействия с ребенком «после» зависит очень многое.


Самое главное – не показывайте ребенку свой стресс. Малыши все чувствуют, на любом этапе им нужна спокойная, уверенная в себе мама. У таких дети ведут себя лучше, так как понимают, что все хорошо, и восстановительный период, словно бы волшебным образом, может проходить быстрее.


– Сразу после хирургического вмешательства ребенок вообще ничего не слышит, даже если у него были сохранены остатки слуха, т. к. на голове повязка, аудиопроцессор еще не подключен, а если на непрооперированном ухе был слуховой аппарат, его сняли, чтобы не мешал. Рана должна зажить, – поясняет Евгения Григорьева, сурдолог-оториноларинголог клиники сети «МастерСлух» в Астрахани.

Всей медицинской послеоперационной частью занимается персонал. Родители в это время могут быть только, как говорится, на подхвате: принести, подать, подержать и т. п.


Скорее всего, уже на этом этапе врачи дадут совет больше заниматься с ребенком мелкой моторикой, так как ее качество тесно связано с развитием слуха и речевого аппарата. Тренироваться можно даже в условиях больничной палаты: в отсутствии других развлечений малышу ничего не остается, как играть с доступными предметами, игрушками, рисовать. Ваша задача – мягко направить процесс в нужное русло.


Первичное подключение аудиопроцессора, его настройка и занятия по слухоречевому восприятию проводятся через месяц после операции. Это, чаще всего, происходит в той же клинике, где была сделана операция. И тут же семья получает рекомендации, как вести себя в дальнейшем.


Акцент на мелкой моторике – обязателен. Но самое главное сейчас – как можно быстрее начать заниматься с сурдопедагогом дома.


– Всех интересует: как именно слышит человек после операции, – рассказывает врач-сурдолог сети клиник «МастерСлух» Антон Прошин. – Включите фильм или передачу на языке, который не знаете, например, на китайском. Вы будете очень четко слышать слышать непонятный набор звуков, но абсолютно не будете понимать, что это? Слова? а где начало слова или конец? Вы не сможете различать предложения и интонацию = вопросительные они или восклицательные. Примерно такое же впечатление от мира звуков у ребенка, который находится в самом начале пути “включения” слуха. Возможно, эта ассоциация поможет вам лучше понять, что ощущает сейчас ваш малыш.

Процесс реабилитации теперь будет идти непрерывно. Он может продолжаться годами (особенно для детей, которые не слышали с рождения, и вот им наконец установили импланты). Ведь мало обрести способность слышать, слухом нужно научиться пользоваться.


Чтобы ускорить слухоречевой прогресс в развитии ребенка, вам будет нужно будет не менее 3 - 5 раз в неделю посещать сурдопедагога и заниматься активной слухоречевой работой дома.


– Многих интересует, насколько нормальным будет образ жизни ребенка после привыкания к имплантам. Тут все очень индивидуально, – объясняет Галина Добрынина, сурдопедагог клиники «МастерСлух» в Таганроге. – Если малыш здоров, он догонит сверстников очень быстро. Но некоторые ограничения все равно могут быть. Например, детям после кохлеарной имплантации противопоказаны занятия единоборствами, чтобы избежать травматизации внутренней части импланта. А вот музыкой и танцами не просто можно, а даже нужно заниматься почти сразу после подключения аудиопроцессора.

Работа с сурдопедагогом в кабинете включают обязательное участие и обучение родителей азам слухоречевого развития и воспитания. Ведь именно они проводят с ребенком основное время. Специалист выявит индивидуальные особенности развития слабослышащего малыша и выдаст рекомендации.


Ваша задача:



  • Во-первых, выполнять все задания вместе с ребенком и не отлынивать – это не «домашка» в школе, от этого зависит качество жизни малыша.

  • Во-вторых, самим как можно чаще привлекать внимание ребенка к окружающим звукам: «вот капает вода», «послушай, как свистит чайник!», «за окном чирикают птички», «а вот папа пришел с работы, слышишь его шаги?».


Посыл такой – все, что нас окружает, имеет звук. Его нужно услышать, идентифицировать, запомнить, узнавать.


Вы сами поразитесь, когда начнете проговаривать и обращать внимание на все, что нас окружает. Как наполнен этот мир звуками. Удивительный опыт! Пусть он как можно быстрее станет доступен вашему ребенку.


Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Добавил v.v. 1100 назад в категорию Педиатрия

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь