Медицина нового поколения
Система образования претерпевает сегодня серьезные изменения. Переход на стандарты нового поколения – это большой рывок вперед, и он требует серьезной мобилизации совместных усилий. Большую роль в этом играет сеть государственно-общественных объединений. К ним относятся и профильные Учебно-методические объединения, в частности, УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. Его основная цель – заложить основы, которые станут базой для развития системы непрерывного медицинского образования.
В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова состоялось совещание проректоров по учебной работе, начальников учебных структурных подразделений образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования группы Здравоохранение. Обсуждения и дискуссии касались ключевых проблем в медицинском образовании. Решения и рекомендации, принятые комиссиями в ходе мероприятия, лягут в основу федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
— Наша задача – внести такие поправки, которые не разрушат десятилетиями складывающиеся медицинские школы, а помогут грамотно встроиться в современные реалии, — отметил член-корр. РАМН, профессор Петр Витальевич Глыбочко, председатель УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. — В каждом медицинском вузе есть своя школа, специфика, программы обучения, свои возможности теоретической и практической подготовки. И, учитывая это, мы должны заложить в новые стандарты сильный базис, который поможет задействовать весь потенциал при подготовке высококвалифицированных специалистов и даст новые перспективы развития.
С таким подходом согласен и Вадим Александрович Егоров, директор Департамента образования и развития кадровых ресурсов Минздравсоцразвития России. Он призвал внимательно отнестись к тому, какие основы закладываются в новые стандарты, какие рекомендации даются. «Я настаиваю на том, чтобы программы не были формальными, они должны быть созданы с учетом специфики каждого учебного заведения, мы даем возможность разрабатывать собственные региональные программы, но это должно быть на очень высоком уровне, в соответствии с государственными стандартами, которые мы закладываем. Сегодня в наших руках сделать так, чтобы высшее медицинское образование соответствовало лучшим мировым тенденциям».
В настоящее время из 54 медицинских вузов (включая медицинские факультеты при университетах) 35 учреждений полностью прошли научно-методическую экспертизу. Согласовано 87 учебных планов по различным специальностям здравоохранения. Вузам в настоящее время переданы достаточно большие возможности по вариативной части.
— То, что раньше считалось инновационным подходом в обучении, теперь является обязательным компонентом и требованием высшего образования, — подчеркнул профессор Андрей Алексеевич Свистунов, заместитель председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, проректор по учебной работе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. — По новым стандартам предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в том числе, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, в сочетании с внеаудиторной работой. Это и встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Все это формирует и развивает профессиональные навыки обучающихся.
Продолжая тему инноваций, П.В. Глыбочко обратил внимание на то, что на базе Центральной научно-медицинской библиотеки Первого МГМУ им. И.М. Сеченова создается Федеральная электронная медицинская библиотека. «Помимо специфических задач библиотеки, на этой электронной площадке будет решаться вопрос о создании социальной профессиональной сети для наших специалистов. Я считаю, что Учебно-методические советы УМО также должны активно включиться в эту работу. В качестве пилотного проекта мы начали разработку электронной библиотеки студента с набором основной обязательной учебной литературы в электронном виде. Студент ежегодно получает полный набор обязательной основной учебной литературы в электронном виде на флэш-носителе, который защищен от копирования и обеспечивает навигацию в режиме электронного пособия. Мы полагаем, что уже на следующий год этот проект с электронной библиотекой студента мы сможем распространить и на другие медицинские вузы России».
Подготовка высококвалифицированных медицинских кадров сегодня актуальна как никогда. По данным Минздравсоцразвития России, в системе здравоохранения остаются около 70 процентов выпускников, кто-то уходит в частную практику. В зависимости от субъектов, эти цифры разнятся. Например, статистика по Ставропольскому краю, которую привел В.А. Егоров, весьма неутешительна: в вузы на здравоохранение там пришло 1480 человек, а ушло 1390. Естественно, что такой отток специалистов вызывает опасения.
Весьма наболевшим оказался вопрос, который поднял П.В. Глыбочко по поводу практической подготовки студентов. «Все знают, что сегодня существует острая нехватка среднего медицинского персонала, в частности, медсестер. Наши студенты могли бы справиться с этой работой, это стало бы для них отличной практикой. Я считаю, что надо дать возможность студентам медицинских вузов уже после 3-го курса работать на таких должностях, начиная с азов, набирать опыта. И сегодня мы вполне можем прописать это в новых стандартах».
Тема вылилась в дискуссию в пользу продвижения этого вопроса, собравшиеся сошлись на том, что это действительно давно пора было сделать.
— Петр Витальевич поднял важную тему, — считает член-корр. РАМН, профессор Наталья Валентиновна Полунина, председатель Учебно-методического совета по специальности Педиатрия, и.о. ректора Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова. — Если студентам-медикам дать возможность работать уже после 3-го курса, это, во-первых, будет для них очень хорошей практикой, которую они получат уже во время обучения. Во-вторых, закроется проблема с нехваткой медицинских сестер. Ну и, конечно же, такие студенты будут иметь большое преимущество при трудоустройстве на работу после окончания учебы. Они уже будут знать изнутри тонкости своей профессии, ведь для слаженной работы команды это важно.
Это созвучно с тем, что сказала Нелли Борисовна Найговзина, руководитель Департамента социального развития Правительства РФ: «Наша работа должна иметь не только теоретическое значение, но, в большей степени, прикладную ценность. Мы должны научить выпускников принимать решения и правильно выстраивать свою профессиональную врачебную деятельность».
Комиссии УМО являются по-настоящему рабочим органом. В их состав привлекаются наиболее эффективные и опытные профессионалы из разных вузов, которые умеют находить самые перспективные подходы к научно-методическому сопровождению преподавания разных дисциплин. Подготовка высококвалифицированных медицинских кадров – одна из приоритетных задач развития здравоохранения в целом. Ведь, как сказал Петр Витальевич, «без профессиональных специалистов любая, даже самая лучшая в мире техника, не будет иметь никакого значения. И от того, какую планку подготовки мы сейчас поставим, будет зависеть качество и уровень медицины в нашей стране».
Экспертные мнения
Петров Владимир Иванович, академик РАМН, профессор, ректор Волгоградского государственного медицинского университета:
«Всегда нужно смотреть на финал, какого врача мы в итоге получаем. Сейчас довольно грустная картина. И не потому, что в вузах их плохо учат. Просто требуются принципиально новые подходы в образовании. Наверное, будет правильно, если медицинские вузы будут самостоятельно предъявлять свою образовательную программу. Стандарты третьего поколения дают большую возможность вариативной части. Но, в то же время, со стороны Минздравсоцразвития и Минобрнауки должен вестись контроль подготовки специалистов, и, в частности, молодых выпускников, которые приходят в систему здравоохранения».
Янушевич Олег Олегович, профессор, ректор Московского государственного медико-стоматологического университета:
«Можно сказать, что сейчас мы догоняем то, что нужно было сделать уже давно. И в этом должны принимать участие лучшие специалисты отрасли. Работа уже проделана огромная, и роль медицинского объединения велика. Могу с уверенностью сказать, что на сегодняшний день мы перешли на предметный уровень, что называется, от обсуждений к практике. К примеру, наш вуз одним из первых начал применять и внедрять новые образовательные стандарты. Мы сразу же начали подготовку и учебных программ, и учебно-методических пособий. Корректировать и выстраивать систему образования в соответствие с новыми программами – не быстрый процесс, но это действительно давно пора было сделать».
Полунина Наталья Валентиновна, член-корр. РАМН, профессор, и.о. ректора Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова:
«То, что сейчас происходит, очень своевременно. Государственный стандарт нового поколения – это большой шаг вперед для всего медицинского сообщества. Это возможность вплотную приблизиться к реалиям практической деятельности. По опыту нашего вуза могу сказать, что первоначально внедрение новых программ вызывало настороженность у профессорско-преподавательского состава. Но постепенно приводя планы в соответствие с новыми стандартами, мы видим значительное преимущество по сравнению с тем, что было раньше».
Иллюстрация к статье:
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках
http://ami-tass.ru - Добавил nogina в категорию Разное
Добавить комментарий