Клинический провизор. Рождение специальности.

Развитие фармацевтической индустрии, внедрение на рынок огромного количества новых препаратов и их лекарственных форм, появление и развитие концепции "ответственности личности за свое здоровье" вызвали к жизни ряд проблем, с которыми пришлось столкнуться провизорам, врачам и фармацевтам всего мира.

Несмотря на то, что в настоящее время на фармацевтическом рынке присутствует 30 000 - 40 000 зарегистрированных лекарственных препаратов, врачи не могут активно использовать столь обширный ассортимент. Количество новых лекарственных средств и их форм многократно превысило то, которое было всего 10 лет назад, и продолжает увеличиваться. Однако реальный арсенал практикующего врача редко превышает 100 препаратов.



Еще одной существенной проблемой стало самолечение. Это обусловлено тем, что на современном рынке широко представлены препараты безрецептурной группы (ОТС - препараты). На втором совещании консультативной группы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной фармацевтической федерации было принято понятие "фармацевтическая опека" - ответственность провизора и фармацевта перед конкретным пациентом за результат лечения лекарственными препаратами.



Клиническая фармация - это интегративная прикладная наука, которая объединяет фармацевтические и клинические аспекты лекарствоведения, основная задача которой состоит в создании надлежащих теоретических основ и практических подходов - к рациональному. В связи с этим как неизбежное следствие проявления тенденций, происходящих в современном здравоохранении, повысилась роль провизора и фармацевта, его ответственность перед больным.



В странах Западной Европы специальность "клинический фармацевт" появилась и сформировалась в начале 70-х годов. В настоящее время во Франции около четверти всех провизоров, работающих в системе здравоохранения, - клинические фармацевты. Сфера деятельности таких специалистов не ограничивается работой в аптеках. Клинические фармацевты помогают врачам в рациональном подборе лекарственных препаратов с учетом их фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействия с другими лекарственными средствами, а также стоимости лечения. Работа клинического фармацевта в стационаре позволяет экономить 10-20% расходов на эти цели. Поэтому сейчас в США обсуждается вопрос о том, чтобы клинический фармацевт работал в каждой клинике.



В настоящее время провизор оказался едва ли не наименее защищенным среди медицинских работников. Потоком идут уголовные дела по неправильному якобы отпуску лекарственных препаратов, в то время как врачи не отягощают себя выписыванием рецептов или выписывают их с нарушением правил. Преодолеть подобную тенденцию можно только совместными усилиями врачей и провизоров, при этом клиническому провизору принадлежит ведущая роль как в том, чтобы помочь врачам правильно назначить лекарственный препарат, так и в том, чтобы пациент правильно этот препарат применял.



В России, на Украине, и других странах СНГ, когда на лекарственное обеспечение больных выделяется недостаточно средств, значение фармакоэкономики даже выше, чем в развитых странах Запада, где фармако - экономические подходы к лечению применяются давно и успешно. Примером может служить формулярная система. В настоящее время обсуждается вопрос о создании национального формуляра лекарственных средств Украины, который мог бы обновляться раз в год. В России такой формулярный справочник давно существует. К созданию такого формуляра следует активно привлекать клинических фармацевтов (провизоров), задачей которых будет формирование стратегии польза/риск при выборе для больного определенного лекарственного средства.



Не менее важны клинические исследования новых лекарственных препаратов. Ответ на вопрос об их эффективности и безопасности в сравнении с лекарственными средствами, применяемыми в настоящее время, могут дать только клинические исследования, при проведении которых необходимо строго соблюдать требования GCP, учитывать клиническую и медико-статистическую адекватность подобных исследований.



Таким образом, роль клинического фармацевта - чрезвычайно высока. Он должен участвовать в формировании политики применения лекарственных препаратов, сотрудничать с профессионалами в разработке руководств и методических рекомендаций по лечению тех или иных заболеваний, участвовать в системе закупки и распределения лекарственных средств. Не менее значительна роль клинического провизора как источника точной и объективной информации о них для врачей и пациентов.



В то же время повышение статуса и уровня ответственности клинического фармацевта немыслимо без изменения системы подготовки провизоров и фармацевтов. В своем выступлении ректор НФАУ член-корреспондент НАН Украины, доктор химических наук и фармацевтических наук, профессор В.П. Черных отметил: "До сих пор мы готовили "захимиченного" провизора, который мог заниматься научной деятельностью, но совершенно не был готов к общению с врачом и больным. Поэтому в новых программах по специальности "клинический провизор" больше внимания будет уделяться медико-биологическим дисциплинам.



НФАУ, в отличие от других фармацевтических вузов Украины, имеет свою клинику, в которой и будут проходить обучение наши клинические провизоры. В России - выпуск и подготовку клинических провизоров осуществлял Курский Мед. Университет, на фарм. факультете, сам ректор тогдашний А.Н. Завьялов упирал на то, что такая подготовка (по клинической фармакологии, т.к. часов больше, чем у врачей) возможна именно на базе специальности - фармация. И это правильно. Но Минздрав СССР тогда, сделал эксперимент на людях, что запрещено законом, выпустил несколько выпусков и закрыл специальность, распределив выпускников через Министерство. Они попали на работу в крупные больницы г.Курска и г.Орла. Помощь от них существенная. Они, и лаборатории создали фармакокинетичекие, и консультируют, входят в состав комиссий, консилиумов. Я практически также работала в г.Пензе в советское время, только лаборатории еще тогда не было. А так - нас уважали и приглашали в отделения, и лекции читали, и информацию давали по препаратам, и консультировали. Но, умер К.М. Лакин - это из Минздрава фармаколог, все перевернулось. Я хочу возродить эту клиническую фармацию. Но без помощи коллег, (нас, в общем - то лишили нашей специальности, и прав заодно, сделав нас торгашами, сделав нас рабами, подмяли под себя в здравоохранении), невозможно. Этого нельзя было допускать, я выступала против этого объединения. Меня, например, экономическо - бухгалтерская работа никак не может устраивать, хотя, я это все знаю, посчитать товарооборот могу, и все остальное, и фармакоэкономикой владею. Но я считаю, что это работа чистого экономиста и бухгалтера, а не провизора. Провизор должен лечить, а врач ставить диагноз. А у нас отняли наш хлеб.



Нужна Общероссийская и СНГ-лига провизоров. Там должны и дипломы целителя выдаваться. Должна быть комиссия на проверку знаний. Это надо сделать.



В Москве, конечно, на ФУП это есть - как бы обучение на клинического провизора. Есть и Интернатура, но это не дает самостоятельного права заниматься консультативной фарм. деятельность, к сожалению. И получить лицензию на этот вид деятельности не удастся. А это-то и плохо. И происходит это потому, что мы позволили это сделать здравоохранению, у них переизбыток их врачей, которые, надо сказать, плохо знают фармакологию и клиническую фармакологию. Лечить грамотно они не умеют, а имеют право лечить. Парадокс! Вредительство узаконенное получается.



У меня и методики новые отработаны, и новые стандарты лечения, и диагностики на состояния предболезни. Это все можно отдать клиническому провизору. И нужно возродить специальность. Хлеб у врачей, как они у нас отняли уже, я не отнимаю. Я стараюсь свою нишу занять. Вот и все.

Конечно, надо Министерство отдельное делать - Министерство Фармации и Клинической фармации, но без помощи, конечно, коллег и высокопоставленных лиц мне одной это сделать не удастся.



И нужно введение ставок для провизоров - фитотерапевтов и фармакологов (клинических провизоров), а для фармацевтов - фармакогностов, помощников фармакологов, чтобы они выращивали лек. растения, ассистировали нам. Занимать должности клинических провизоров - фармацевты не имеют права. Открыто целое новое направление (психологические диагнозы и коррекция их средствами фитотерапии). И много новых стандартов лечения. Аналогов того, что я сделала - нет в России.



Меня ужасает наша действительность, неповоротливость. Это надо менять. И срочно, иначе, потом будет ее хуже.



Мы должны сделать оптимальными отношения: врач - провизор - больной".



Идее создания специальности "клиническая фармация" предшествовали поездки сотрудников НФАУ за рубеж (в Англию, Францию, Польшу, Болгарию, США, Канаду, другие страны), во время которых конкретизировались задачи, стоящие перед клиническими фармацевтами, определялись их права и обязанности. Становились очевидны и недостатки в организации существующей подготовки провизоров. Изучение мирового опыта, собственные методические разработки позволили коллективу НФАУ во главе с ректором академии Валентином Черных и проректором Игорем Зупанцом начать воплощение в жизнь идеи подготовки специалистов - клинических провизоров.



С этой целью была организована кафедра клинической фармации, разработаны учебные планы для подготовки будущих клинических провизоров, а также документы для внесения новой специальности в классификатор профессий. На основании Постановления Кабинета Министров № 1247 от 7 августа 1998 г., Приказа Министерства здравоохранения Украины № 231 от 31 июля 1998 г. коллективом авторов во главе с Валентином Черных, при участии Игоря Зупанца, была разработана "Квалификационная характеристика должности провизора клинического" (выдержка из Приказа МЗ Украины № 231 от 31.07.1998). Специальность "клинический провизор" внесена в классификатор профессий. Таким образом, специальность, столь нужная всей системе здравоохранения на современном этапе развития медицины и фармации, обрела юридический статус только на Украине. В приветствии ВОЗ участникам конференции, которое было зачитано на церемонии ее открытия, в частности было сказано: "Проблемы, которые вы собираетесь обсуждать, имеют первостепенное значение для здравоохранения. Рациональное использование и безопасность лекарств, фармакоэпидемиология, клинические испытания новых препаратов - это те области медицины, где специалисты фармацевтической науки играют огромную роль. Украинский фармацевт может, и будет принимать активное участие в международных проектах по разработке программ наилучшего обслуживания больных". А как же в России и в других странах СНГ?



Дмитриева Елена Германовна

Клинический провизор, к.б.н. - по специальности фармакология и клиническая фармакология,

педагог высшей школы, психолог-психотерапевт, фитотерапевт.

Руководитель службы биоэтики г. Иваново, Россия

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

http://apteka.medicinform.net - Добавил med2ru в категорию Разное

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь