Анализ экспрессии галектина-3 (galectin-3) в препаратах

Анализ экспрессии галектина-3 (galectin-3) в препаратах, полученных при пункции узлов щитовидной железы и его роль в сужении показаний к хирургическому лечению.



В клинической практике узловые образования щитовидной железы (ЩЖ) встречаются нередко: средняя частота среди взрослого населения США – 4-7% (пальпируемые образования). Приблизительно 4/5 (80-85%) узловых образований ЩЖ являются доброкачественными. Тонкоигольная аспирация во многих случаях позволяет уточнить природу такого узла, однако у 15-30% пациентов даже с помощью нее не удается дифференцировать его злокачественную или доброкачественную природу (из-за отсутствия надежных цитологических критериев). Для повышения точности дифференциальной диагностики итальянскими исследователями предложен анализ экспрессии галектина-3 в клеточных блоках, получаемых при тонкоигольной аспирации узлов ЩЖ.

Галектин-3 это β-галактозил-связывающая молекула из группы лектина (lectin), которая принимает участие в ряде процессов: адгезии клеток, регуляции клеточного цикла, апоптозе и росте опухолевой ткани. В цитоплазме нормальных клеток ЩЖ, а также клеток большинства ее доброкачественных опухолей галектин-3 не экспрессируется, в то время как он почти всегда обнаруживается в высоко дифференцированных раках этого органа. Аберрантная экспрессия галектина-3 блокирует программу апоптоза, что способствует развитию рака.

Методы и ход исследования.

Настоящее исследование проведено с участием нескольких клиник Италии. С 2003 по 2006 набрано 544 пациентов, их средний возраст равнялся 50 лет (разброс от 21 до 76 лет), женщины составляли ¾ популяции (76%). Диаметр узла (единственного или наибольшего) варьировал от 1,0 см до 5,5 см (средний диаметр 2,8 см).

Всем пациентам проводилась тонкоигольная аспирация узла; анализ на галектин-3 проводился как на этом аспирате, так и в послеоперационном материале.

У 465 из 544 пациентов впоследствии проведено хирургическое лечение.

У 31 больных от операции было решено воздержаться, поскольку у них узлы имели небольшие размеры, и в этих узлах не обнаруживался галектин-3. Катамнез 47 больных остался неизвестным, поскольку после диагностики они получали лечение в других учреждениях. У 70 из названных 465 больных цитологическое исследование выявило атипические клетки. Каждый пятый (21%) из 456 фолликулярных узлов ЩЖ имел онкоцитические признаки (наличие оксифильных клеток).

Стеклопрепараты с блоками клеток или с тканью узла ЩЖ, полученной при операции, инкубировались с первичным крысиным моноклональным антителом к галектину-3 (Mabtech, Nacka, Швеция) в концентрации 10 μг/мл во влажной камере при 40С. Использовался метод иммунопероксидазной окраски посредством набора galectin-3 thyrotest (Mabtech, Space Import Export Srl, Милан, Италия), либо посредством системы Envision (DakoCytomation, Глоструп, Дания). Активность фермента визуализировалась с помощью 3,3L’-диамино-бензидина (DakoCytomation). Реакция на галектин-3 в блоке клеток считалась положительной, если в более чем 5% из них обнаруживалось явное иммунное окрашивание.

Результаты.

Экспрессия галектина-3 отсутствовала в блоках клеток, полученных до операции из более чем 2/3 узлов (71%). В 85% из этих случаях последующее гистологическое исследование не выявило злокачественной опухоли, в то время как у 9% (29 больных) был диагностирован рак ЩЖ: 19 случаев фолликулярного варианта папиллярного рака, 8 случаев фолликулярного рака (в т.ч. 4 опухолей онкоцитического варианта) и 2 низкодифференцированных рака. При этом в 8 из этих 29 случаев экспрессия галектина-3 в опухоли при гистологическом исследовании была вариабельной в разных частях опухоли, что могло послужить причиной ложно-отрицательного заключения до операции. Тем не менее, у остальных 21 больных описанный метод иммунного окрашивания не выявил повышенной экспрессии галектина-3 в злокачественной опухоли. У 22 пациентов без экспрессии галектина-3 узел при гистологическом исследовании был признан «пограничным».

Тест на галектин-3 в полученных перед операцией блоках клеток оказался положительным у 134 (29%) больных; при последующем гистологическом исследовании у ¾ из них был подтвержден рак (101 больной- 75%), у 22 (16%) узел был признан доброкачественным, а у 11 (8%) – «пограничным».

При подсчете диагностической значимости теста на галектин-3 были получены следующие результаты: чувствительность 78%, специфичность 93%, положительная прогностическая значимость 82%, отрицательная прогностическая значимость 91%.

Выводы.

Т.о, авторам настоящей статьи удалось перед операцией правильно классифицировать 88% фолликулярной природы. Тест с определением экспрессии галектина-3 может служить важным дополнением к обычному цитологическому исследованию пунктата узла ЩЖ, и, по-видимому, позволит избежать многих ненужных операций. Тем не менее, авторы подчеркивают, что вопрос о хирургическом лечении при наличии узла ЩЖ должен решаться в каждом случае индивидуально консилиумом врачей всех специальностей, имеющих отношение к данной проблеме (хирургов, радиологов, патологов).

Источник.

Bartolazzi A. et al. Galectin-3-expression analysis in the surgical selection of follicular thyroid nodules with indeterminate fine-needle aspiration cytology: a prospective multicentre study. Lancet Oncol. May 19, 2008; 9: 543–49.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

http://www.medmir.com - Добавил student 5772 дня назад в категорию Хирургия

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь