Шопингомания!

«Уникальное предложение!», «Тотальная праздничная распродажа!» – для многих подобные призывы не просто искушение. Поход по магазинам для них превращается в болезненную страсть.



Главное – процесс



Точного числа граждан, страдающих патологическим мотовством под названием шопинг-синдром, или магазинная зависимость, никто не знает. По-настоящему такой статистики никто не вел. Зато хорошо известны симптомы этой напасти. У жертв магазинного невроза во время походов за покупками резко учащается пульс, начинается обильное потоотделение, их охватывает мелкая нервная дрожь, могут возникать спазмы в желудке. Даже выражение лица у бедолаг меняется. Немецкие психиатры в проведенном как-то эксперименте четко вычисляли таких пациентов по покрасневшим, возбужденным или, наоборот, застывшим лицам и блуждающему взгляду. При этом в приобретенных вещах транжиры, как правило, совершенно не нуждаются. Им важен сам процесс, который чаще всего заканчивается досадой и разочарованием: человек, зря потративший деньги и осознавший это, чувствует себя виноватым перед семьей, самим собой. Но, несмотря на это, вновь пасует перед очередной витриной: страсть требует своего. Деньги (текут ли они широким потоком с пластиковой карточки или просачиваются тоненьким ручейком в виде нерегулярных бюджетных выплат) жгут транжире руки.



Провокатор – одиночество



В историях болезни подобного диагноза вы пока не найдете. Официально термин «магазинная зависимость» принят только у немецких невропатологов и психиатров. Теперь о нем все громче начинают говорить и медики США. «Шопинг-синдром», «синдром импульсивных покупок», «синдром ненужных трат»… У этого недуга много названий.



Предполагается, что прежде всего к нему склонны люди, в организме которых не хватает серотонина – гормона, отвечающего за положительные эмоции. Другие считают, что ключик, заводящий механизм бросания денег на ветер, – неудовлетворенность партнером, работой, детьми, собой. Третьи убеждены, что причины магазинных неврозов кроются в самом стиле жизни, навязываемом современным обществом, благодаря которому многие люди чувствуют себя непонятыми, ненужными, одинокими, несмотря порой на престижную и высокооплачиваемую работу. С покупкой очередной вещи эти «одиночки» надеются приобрести кусочек счастья, которого им так не хватает в повседневной жизни. У каждого патологического транжиры – своя неудовлетворенная потребность. То, что со стороны кажется абсурдом и хаосом, на самом деле – скрытая от стороннего наблюдателя закономерность.



Допинг шопинга



Со временем страсть покупать становится стереотипом. Будучи не в состоянии изменить что-то в своей жизни, люди находят временное утешение в суррогате желаемого (психологи называют это эффектом замещения), покупая, покупая, покупая без конца.



Подсевшие на допинг шопинга встречаются и среди бедных, и среди очень обеспеченных. И никакой экономический кризис им не указ. Хотя у женщин патологическая страсть к покупкам проявляется особенно ярко. Наглядный пример – знаменитая Эллочка-людоедка из незабвенных «Двенадцати стульев», охваченная непомерными и глупыми тратами, лишь бы приблизиться к миру имущих.



Но если приобретение десятка дорогущих платьев никак не отразится на благосостоянии дамы со средствами, что делать скромной служащей, купившей одно такое на всю зарплату? Взять себя в руки! Если, зайдя в магазин, вы тратите все деньги, какие захватили с собой, если при рядовой покупке испытываете особый подъем, если покупаете вещи, которые никогда не собирались приобретать и которыми после покупки так и не пользуетесь, если постоянно живете в долг, знайте: вы – на крючке. Перед покупкой задайте себе вопрос: «А нужно ли мне это?»



Несмотря на то что в подавляющем большинстве стран термин «магазиномания» пока не прижился, кое-где к этому относятся серьезно. В Германии, например, те, кто с маниакальной настойчивостью набивает ненужными вещами свои шкафы и комоды, проходят лечение у психиатров или посещают специальные группы самопомощи, организованные теми, кому от подобного пристрастия удалось избавиться. По оценкам немецких специалистов, патологическим пристрастием к шопингу в их стране страдает около четырех миллионов человек.



Предприимчивые бизнесмены еще раньше врачей раскусили нездоровье достаточно большой части немецкого общества и тут же стали использовать это в коммерческих интересах. В Германии бешеной популярностью пользуются короткие поездки в Лондон, Париж и даже в Нью-Йорк исключительно за покупками.



Магазинному неврозу по непонятной пока для специалистов причине в большей мере оказались подвержены именно жители Европы, хотя вспышки неумеренной страсти к приобретениям отмечают у своих пациентов и американские невропатологи. Интересно, что этого явления почти не наблюдается в странах Ближнего Востока, в Китае, Индии, Японии и Корее. Возможно, этих жителей земного шара защищает от невроза некая восточная мудрость. А вот россияне, увы, оказались по складу нервной системы ближе к европейцам. Судя по последним исследованиям, наши соотечественники – одни из самых больших транжир в мире. На подарки, еду и развлечения мы готовы расходовать до 13% годового дохода (в то время как ирландцы, например, всего 4). Ежегодно из-за новогодней покупательской лихорадки продажи в магазинах вырастают в 2,5-3 раза, а на некоторые категории товаров – аж в пять раз!



Рекомендуем:



- Избегайте универмагов, рынков, не увлекайтесь созерцанием витрин.

- Отправляясь в магазин, берите с собой столько наличных денег, сколько требуется на запланированные покупки, а кредитную карточку, если она есть, лучше оставить дома.

- Покупки лучше совершать в одиночестве либо в обществе проверенных людей, тех, кто сможет в случае надобности удержать вас от ненужных трат.

- Прохаживаясь мимо магазинных прилавков, включайте голову. В своих оценках

будьте строги, но справедливы. Очередная вазочка необычной формы, недостатка

в которых в вашем доме не наблюдается, бесспорно, ненужное приобретение. А замена, например, давно не работающего пылесоса на новый – разумная трата. Хотя стоимость этих покупок и несопоставима.

- Но главное – задумайтесь: чего на самом деле не хватает в вашей жизни? Может, все дело вовсе не в дефиците какой-либо вещи в вашем гардеробе, а совсем в другом? Не стоит менять решение затяжной проблемы на охапку турецких кофточек и многое другое, что манит взор и без чего вполне можно обойтись.



Проверьте себя



Психологи подсчитали, что 90% всех финансовых решений принимается под воздействием эмоций. Чтобы держать руку на пульсе, после каждого похода по магазинам или рынкам сделайте небольшой расчет: подсчитайте, сколько денег ушло на необходимые покупки, сколько потратили на то, без чего можно было бы спокойно обойтись, а затем разделите вторую сумму на первую.



Полученная цифра станет показателем степени вашего мотовства. Лучше, если в частном окажется дробь, например соотношение 1:3. Результат, выраженный натуральными числами – 1, 2, 3 и так далее, должен насторожить. Это значит, что вы не можете удержаться от покупательского соблазна и не всегда себя контролируете.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Добавил stefan в категорию Психиатрия

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь