Новый метод электронно-игрового управления посттравматическим стрессом

Чаусовский Г.А.

Доцент ЗНУ



Для посттравматических стрессовых состояний характерны следующие симптомы: депрессия, повышенный уровень тревожности, состояние душевного дискомфорта, агрессивность, ангедония, чувство страха, тенденция к злоупотреблению алкоголем, табакокурением и наркотическими средствами (Качалов В., 2001).



Экспериментально подтверждено (Холмс Э., 2009), что одним из эффективных методов управления посттравматическим стрессом является использование казуальных электронных игр. Так, в частности, использование в стрессовый посттравматический период популярной и общедоступной (настольной, карманной) электронной игры «Тетрис» (ежедневно по 10 минут на протяжении нескольких недель) позволяет:



-уменьшить уровень тревожности;

-минимизировать «закрепление» в памяти психотравмирующих воспоминаний;

-подавлять тревожные образы психотравмирующих ситуаций;

-уменьшать проявление спонтанного возникновения навязчивых психотравмирующих «воспоминаний»;

-смягчить последствия посттравматического стресса, улучшить общее настроение и самочувствие.



Формирование вышеотмеченных эффектов, по мнению авторов электронно-игрового метода управления посттравматическим стрессом, обусловлено «отвлечением на себя ресурсов мозга, отвечающих за обработку сенсорной информации, блокированием сенсорных и моторных аспектов психотравмирующих воспоминаний» (Холмс Э., 2009).



Новизной предложенного метода является повышение эффективности управления посттравматическим стрессом путем внесения в электронно-игровой метод (игру в «Тетрис») элементов биологической обратной связи и целенаправленной латеральной коррекции функциональной активности полушарий головного мозга.



Конструктивно разработанный метод реализуется путем параллельного подсоединения к кнопкам управления серийного игрового электронного устройства «Тетрис» микротактильных сенсоров, закрепленных на подпружиненных пальцевых элементах кистевого эспандера, а также снабжения кнопки управления внутренним числовым интегратором «Тетриса» внешним микротактильным сенсором. Этот внешний сенсор закрепляется на внутренней поверхности пояса, который одевается перед игрой с целью визуального и акустического мониторирования ритмики дыхания игрока. Визуальный контроль ритмики дыхания осуществляется по цифровым показаниям на минидисплее игрового устройства, а акустический респираторный контроль производится с помощью микротелефона по характерным мелодичным щелчкам, которые появляются синхронно актам диафрагмально-релаксационного дыхания. Для реализации монаурального латерального эффекта микротелефон прослушивается соответствующим ухом.



Управление кнопками серийного «Тетриса» с помощью пальцевого кистевого эспандера позволяет целенаправленно влиять на функциональную динамику метаболизма и кровотока в полушариях головного мозга игрока. Методом динамического радиотеплового неинвазивного картирования коры головного мозга экспериментально установлено (Годик Э., 2000), что моторная стимуляция кистей рук инициирует следующие контралатеральные реакции.



Механическое стимулирование эспандером в процессе игры в «Тетрис» пальцев кисти левой руки инициирует (у правшей) рост метаболизма и кровотока в правом полушарии, а стимулирование эспандером в процессе игры пальцев правой руки, инициирует аналогичные процессы в левом полушарии.



Правополушарные стимуляции способствуют снижению уровня тревожности, включая тревожно-фобических состояний, подозрительности и агрессивности (Чуприков А., 1994). Как уже отмечалось, именно вышеперечисленные состояния характерны для посттравматических стрессов.

Таким образом, обеспечиваемая предложенным методом возможность усиления редукции тревожного компонента, психической релаксации и нормализации сна, формируемой после правополушарной стимуляции в процессе игры в «Тетрис», позволяет повысить эффективность электронно-игрового управления посттравматическим стрессом.



Предусмотренное разработанным методом снабжение электронного игрового устройства («Тетриса») поясом для визуального и акустического мониторинга( по принципу биологической обратной связи) частоты дыханий игрока, позволяет после завершения игры реализовывать метод медитации на дыхании. Концентрация внимания путем визуализации на минидисплее игрового устройства обратного цифрового отсчета количества произведенных дыхательных паттернов на фоне акустического контроля актов дыхания (прослушивания с помощью микротелефона правым ухом щелчков, генерируемых синхронно «вдохам»), обеспечивает «загрузку» логического левого полушария нейтральной акустической и визуально-смысловой информацией. Это позволяет общедоступными приемами формировать состояние медитации на дыхании.



Известно (Lazar S., 2005; Захаров Ю., 2008),что медитация влияет на морфологию мозга, в частности, способствует увеличению толщины коры некоторых его зон. Часть этих зон вовлечены в процессы активации внимания и сенсорной обработки информации, уменьшения характерных для посттравматического стресса состояний тревожности, страха, агрессивности, тяги к употреблению алкоголя и наркотических средств.

Характерно, что систематическое занятие медитацией способствует увеличению концентрации ингибиторных медиаторов, способствующих нейтрализации хронических состояний депрессии, страха и агрессивности (Сеньков О., 2008), что весьма значимо для успешного управления посттравматическим стрессом.



Методом магнитно-резонансной томографии экспериментально подтверждено (Haier R., 2009), что игра в «Тетрис» способствует утолщению некоторых участков коры головного мозга, связанных с функцией обработки сенсорной информации. Как уже отмечалось, активация этой функции способствует успешному управлению посттравматическим стрессом.



Таким образом, психофизиологические приемы предложенного метода позволяют комплексно усилить электронно-игровое формирование эффектов, способствующих нейтрализации негативного влияния на здоровье человека посттравматических стрессов.



Следует также отметить, что разработанный метод позволяет также более эффективно использовать электронно- игровые психотехнологии на базе популярного и общедоступного игрового устройства «Тетрис» в комплексе с другими терапевтическими приемами для реализации программ борьбы с пагубными пристрастиями, замедления процессов старения мозга и совершенствования когнитивных навыков у лиц различных возрастных групп.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

http://www.medlinks.ru - Добавил med2 в категорию Психиатрия

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь