Состояние витаминной насыщенности (B6) у больных доброкачественной гиперплазией предстательной железы

А. Е. Вишневский, кандидат медицинских наук

М. А. Ковлер, кандидат медицинских наук

ГКБ № 50, Москва



Еще сравнительно недавно патогенез расстройств мочеиспускания обструктивно-ирритативного характера - ведущих клинических проявлений доброкачественной гиперплазии простаты (ДГП), рассматривали с позиции классических представлений о механической уретральной обструкции и развитии вторичных структурно-функциональных изменений детрузора. В соответствии с этой концепцией урологи были ориентированы преимущественно на оперативное лечение заболевания. Однако данная патогенетическая концепция не безупречна. Размеры гиперплазированной предстательной железы не всегда коррелируют с клинической симптоматикой, объемной скоростью потока мочи (т. е. степенью выраженности обструкции), структурно-функциональными изменениями детрузора. Более того, примерно у 1/3 больных оперативное лечение ДГП не влечет за собой восстановления мочеиспускания. Из этого следует, что обструкция задней уретры гиперплазированной железой далеко не всегда ответственна за всю симптоматику.



В большинстве работ последних лет, посвященных изучению патогенеза доброкачественной гиперплазии предстательной железы, основное внимание уделяется патологическим процессам, протекающим непосредственно в мочевом пузыре - механическая и динамическая инфравезикальная обструкция, нарушения пузырного кровообращения, тканевая гипоксия детрузора и т. д. Без должного внимания остается тот факт, что ДГП сопровождают многочисленные системные патологические процессы (старение, атеросклероз, заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринных систем, авитаминоз, андропауза и т. д.), которые, как считается, не имеют прямого отношения к формированию ДГП и сопровождающих ее расстройств мочеиспускания. Перечисленные процессы все напрямую связаны с нарушением энергетического метаболизма клетки. При этом освобождающиеся свободные радикалы оказывают непосредственное повреждающее действие на клеточные структуры различных органов и тканей, вызывая нарушения их функции. С определенной долей вероятности можно предположить, что и нарушения энергетического метаболизма приводят к нарушению функции детрузора и усугубляют проблемы с мочеиспусканием.



Энергетический метаболизм клетки тесно связан с обменными процессами, в которых принимают участие ряд витаминов, в частности рибофлавин (В2). Поступая в организм, он приобретает биологическую активность лишь после превращения в коферментные формы. Большая часть рибофлавина фосфорилируется, образуя вначале рибофлавин-мононуклеотид (ФМН), а затем флавинадениндинуклеотид (ФАД), которые входят в состав ферментов-флавопротеидов. Флавиновым ферментам принадлежит важная роль в окислительно-восстановительных реакциях, транспорте водорода в процессе тканевого дыхания. И естественно, что частичная (гиповитаминоз) или полная (авитаминоз) недостаточность В2 может оказать существенное влияние на энергетический метаболизм различных тканей, в том числе и детрузора.



Недостаточная насыщенность организма рибофлавином может быть экзогенной (связанной с питанием) и эндогенной (вторичной). Последняя заслуживает особого внимания, поскольку практически все факторы, с которыми связано ее возникновение, часто встречаются у лиц пожилого возраста - хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, поступление в организм антагонистов витаминов (стрептомицин, левомицетин, сульфаниламидные препараты и т. д.).



Витамины группы В тесно взаимодействуют друг с другом. И поэтому в естественных условиях развитие изолированного гипо-, авитаминоза данной группы невозможно. Отчасти это связано с синергизмом многих витаминов, в том числе тиамина - В1, рибофлави-на - В2 и пиридоксина - В6. Фад-зависимые ферменты участвуют помимо вышеуказанного в синтезе ко-ферментных форм пиридоксина (пиридоксаль-фосфата). Кроме этого, дефицит витамина В6 вызывает снижение содержания витамина В2 в печени и В12 в сыворотке крови.



Из сказанного следует, что при решении вопроса о степени насыщенности организма витаминами в целом вовсе не обязательно определять процент содержания каждого из них. На основании показателей, касающихся содержания любого из этих витаминов, можно косвенно судить о состоянии обмена всей группы, в том числе и тех витаминов, которые принимают непосредственное участие в энергетическом метаболизме. В своей работе для решения данной задачи мы выбрали пиридоксин, определение метаболитов в моче которого более доступно в клинической практике.



Термин «витамин В6», по рекомендации Международной комиссии по номенклатуре биологической химии (1970), применяется ко всем трем производным 3-оксипиридина, обладающим витаминной активностью: пиридоксину, пиридоксалю и пиридоксамину. Основной ко-ферментной формой витамина В6 является пиридоксаль-фосфат, входящий в состав различных ферментных систем. Известно, что сам пиридоксин не обладает активностью, как его ко-фактор метаболизма, и поэтому его следует рассматривать в качестве провитамина.



Пиридоксаль-фосфат входит в состав различных ферментов аминокислотного обмена: декорбоксилаз, аминотрансфераз (трансаминаз), кинурениназы, триптофансинтетазы, цистеиндесульфгидразы, а также в состав ферментов, осуществляющих перисульфирование аминокислот и мн. др. Эти ферменты отвечают за периаминирование α-аминокислот с α-кетокислотами, декарбоксилирование с отщеплением α- или β-карбоксила аминокислот, отщепление окси-, амино- и сульфгидрильных групп, рацемизацию аминокислот и другие реакции. Пиридоксаль-фосфат осуществляет в процессе синтеза гема важную функцию в обмене аминокислот. В этой реакции образуется γ-аминолевулиновая кислота - предшественник порфириновых пигментов. Нарушение синтеза γ-аминолевулиновой кислоты является, вероятно, одной из основных причин развития анемии при недостаточности витамина В6.



Пиридоксаль-фосфат благоприятно влияет на содержание холестерина и липидов, улучшает детоксикационные свойства печени, участвует в регуляции нейротрофических процессов в центральной нервной системе.



Превращение всех форм В6 в организме приводит к образованию конечного продукта - 4-пиридоксиловой кислоты, количественное определение которой в моче используют для суждения о состоянии обмена данного витамина. В норме суточная экскреция 4-пиридоксиловой кислоты составляет 3 мг.





Рисунок 1. Максимальное и минимальное содержание 4-пиридоксиловой кислоты в моче (мг/сут) у больных ДГП.



У больных ДГП суточное содержание в моче 4-пиридоксиловой кислоты колебалось в широком диапазоне: от 0,9 до 3,35 мг (см. рисунки 1, 2), что свидетельствовало о разной степени насыщенности организма витамином В6. Из общего числа больных в 17 случаях (47%) ее количество находилось на нижней границе нормы - 2,8+0,1 ( = 0,3) мг/сут.



У остальных больных (18 человек, 53%) 4-пиридоксиловой кислоты в моче было гораздо меньше - 1,5+1,1 (=0,4) мг/сут.







Рисунок 2. Соотношение больных ДГП с нормальной (1) и сниженной (2) насыщенностью витамина B6.



Различия между подгруппами статистически достоверны (р < 0,05). Следовательно, практически у половины больных ДГП выявлена выраженная витаминная (В6) недостаточность.



В отношении обмена витаминов у практикующих врачей, особенно хирургических специальностей, существует определенный стереотип. К этой проблеме принято относиться серьезно лишь при развитии классического авитаминоза С, В2, РР, В12 и т. д., когда развивается четко очерченное патологическое состояние или хорошо известная болезнь. В наши дни это бывает крайне редко. Умеренную витаминную недостаточность или гиповитаминоз обычно не диагностируют, а в комплексное лечение тяжелых больных, в лучшем случае, без специальных исследований включают поливитамины. Это связано с тем, что сопутствующие тому или иному заболеванию витамин-зависимые нарушения энергетического метаболизма различных органов и тканей носят общий характер, и их крайне сложно отличить от проявлений основного процесса. Исходя из теории, проще дополнить основные назначения комплексом витаминов, чем усложнять лечебно-диагностический процесс не всегда доступными исследованиями.



Витамины группы В, которые участвуют в образовании ферментов, в том числе энергетического метаболизма клетки, незаменимы для организма. Следовательно, дефицит витаминов и сопряженные нарушения тканевого дыхания будут накладывать определенный отпечаток на течение любого заболевания и эффективность его лечения до тех пор, пока гиповитаминоз не удастся ликвидировать.



В последние годы мы стали свидетелями широкого внедрения фармакотерапии расстройств мочеиспускания у больных ДГП. Однако она далеко не всегда эффективна. Отчасти это связано с тем, что лечение проводится без учета состояния энергетического метаболизма мочевого пузыря. Выявление витаминной недостаточности практически у половины больных ДГП позволяет считать, что в этих случаях имеются реальные предпосылки повышения эффективности медикаментозного лечения расстройств мочеиспускания у больных ДГП.



Литература



1. Березовский В. М. Оксиметилпиридиновые витамины и коферменты. В кн. "Химия витаминов". - М., - 1973. - С. 330-370.

2. Захматов Ю. М. Изменения уродинамики и их роль при экстра- и интравезикальных заболеваниях// Автореф.дис.канд. - М. 1978. - 22 с.

3. Ковлер М. А., Алексеева Ж. П., Смирнова Т. Н. и др. Пиридоксаль-фосфат - коферментная форма витамина В6.// Хим. фарм. ж. - 1979. - № 10. - С. 112-116.

4. Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря. Под редак. М. Д. Джавад-заде, В. М. Державина; АМН СССР. - М.: Медицина, 1989. - 384 с.

5. Портной А. С. Хирургическое лечениеаденомы и рака предстательной железы. М.: Медицина, 1989.

6. Пытель Ю. А. Медикаментозная терапия гиперплазии простаты// Тез. докл. пленум ВНОУ, Саратов. - 1994 - С. 5-19.



Обратите внимание!



* Размеры гиперплазированной предстательной железы не всегда коррелируют с клинической симптоматикой.

* У 1/3 больных оперативное лечение ДГП не влечет за собой восстановления мочеиспускания.

* Недостаточная насыщенность организма рибофлавином может быть экзогенной (связанной с питанием) и эндогенной (вторичной).

* Термин «витамин В6», применяется ко всем трем производным 3-оксипиридина, обладающим витаминной активностью: пиридоксину, пиридоксалю и пиридоксамину.

* Нарушение синтеза g-аминолевулиновой кислоты является, одной из основных причин развития анемии при недостаточности витамина В6.

* Умеренную витаминную недостаточность или гиповитаминоз обычно не диагностируют.

* Дефицит витаминов и сопряженные нарушения тканевого дыхания будут накладывать отпечаток на течение любого заболевания и эффективность его лечения.



Статья опубликована в журнале Лечащий Врач

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Добавил microb 5164 дня назад в категорию Урология

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь