Власть борется со смертью

Руководство страны вчера активно занималось здоровьем. Не собственным, а прочего населения. Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов доложил президенту Владимиру Путину о демографической ситуации в стране. Доклад вышел парадным: рожать стали чаще, умирать в младенчестве - реже. А в это время первый вице-премьер Дмитрий Медведев, основной куратор нацпроекта "Здоровье", инспектировал производство медицинской техники на московском предприятии "Альтоника".



И увиденным остался доволен. Особенно ему понравилась миниатюрность производимой техники. "Можно понаделать огромные установки, к которым врачи вообще будут бояться прикасаться», - оценил работу предприятия Медведев после того, как гендиректор компании Андрей Чупров продемонстрировал ему универсальную производственную линию, которая настроена на сборку плат для кардиографов. При желании, по словам Чупрова, ее можно быстро перенастроить на производство плат для сотовых телефонов или других изделий. К примеру, на соседней линии производятся элементы для российской системы глобального позиционирования ГЛОНАСС (ее курирует первый вице-премьер Сергей Иванов). К ним Дмитрий Медведев прикасаться не стал.



Поздоровевшие деньги



Поначалу план финансирования нацпроекта "Здоровье", реализация которого началась в 2006 году, предусматривал выделение из федерального бюджета около 58 млрд рублей в 2006 году и 88 млрд рублей в 2007 году. Впоследствии цифры были увеличены примерно на 25% (см. график), а финансирование проекта к 2010 году по сравнению с 2006 годом должно возрасти на 36%. В частности, в текущем году проект "Здоровье" был расширен за счет включения в него мероприятий по снижению смертности, а в следующем году начнется финансирование инфраструктуры развития новых медицинских технологий и перинатальных центров.



Михаил Зурабов вчера доказывал президенту, что деньги тратятся не попусту. И не только по нацпроекту "Здоровье", но и в рамках совершенствования демографической политики.



"За последние два года нам удалось достичь неплохих показателей. В частности, снизить младенческую смертность с 11,6 до 9,4% и на 8% снизить материнскую смертность", - отметил министр. По его словам, уже завтра на заседании президиума совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике рассмотрят вопросы совершенствования медицинской помощи матерям и новорожденным. Предусматривается новый стандарт диспансерного наблюдения детей в первые годы жизни (в этом году на эти цели будет потрачено более 1 млрд рублей, а в 2008-м - в два раза больше). Кроме того, 58 медицинских учреждений планируется переоборудовать в перинатальные центры и построить еще 20 новых. По предварительным расчетам, стоимость строительства такого типового центра вместе с оборудованием составит около 1,4 млрд рублей. "Впервые в массовом порядке мы надеемся начать осуществлять микроинвазивную помощь. То есть когда ребенок еще находится в чреве матери, поскольку основной акцент в таких центрах делается на реанимацию новорожденных и помощь детям с экстремально низким весом", - проявил Зурабов знание вопроса.



Тайны родовспоможения



Еще одно достижение - увеличение рождаемости. В мае, по данным министра, рождаемость в России выросла на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Что характерно, рожать стали не просто больше, больше стало вторых детей в семье. "С января количество рожденных вторых детей увеличивается. Сейчас этот показатель достигает более 40%, а на начало года он равнялся 32%, - подчеркнул министр. - Тот комплекс мер, который принят в отношении стимулирования рождаемости, начинает давать первые результаты", - подвел он итог.



"Показатели рождаемости и смертности в основном реагируют на социальное благополучие в стране. Например, тренд к росту рождаемости наметился еще раньше и во многом связан с ростом доходов работающего населения", - охлаждает оптимизм министра член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. По ее словам, наиболее высокая рождаемость наблюдается в богатых регионах, таких как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, показатели которых превосходят рождаемость в большинстве республик Северного Кавказа.



Что касается снижения детской смертности, то это также давний тренд, начавшийся, по мнению депутата, когда "в результате снижения рождаемости сократилась нагрузка на роддома".



"Тенденции в здравоохранении очень противоречивые. Взять показатель рождаемости. С одной стороны, вроде бы улучшения. Работает система родовых сертификатов. Однако у нас действует устаревшая методика исчисления младенческой смертности. Умершие новорожденные весом менее 1 кг в статистику вообще не попадают. На Западе - с 0,5 кг", - поясняет руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. По его словам, "младенческая смертность снижалась и до нацпроекта, даже в тяжелые 1990-е годы". "Некомплексность, недоделанность проекта очевидна. На эти деньги можно получить гораздо больший эффект", - уверен эксперт.



Список Зурабова



Бороться со смертью Зурабов готов и на еще одном фронте. Он доложил президенту, что "с 2008 года лекарственные средства для тех, кто страдает особо дорогостоящими видами заболеваний, будут выделены в отдельную программу и станут финансироваться из федерального бюджета по отдельной схеме". По его данным, в эту группу входят около 52 тысяч человек, на лечение которых нужно потратить десятки миллиардов рублей. "Планируется, что минимальные расходы для этой категории составят 16-17 млрд рублей", - добавил министр. По его словам, уже согласованы механизмы формирования списков тех, кто будет получать лекарственные препараты по этой программе. Дело за малым: "Доработать систему контроля, чтобы быть уверенными в том, что эти лекарства, одна упаковка которых может стоить 100-150 тысяч рублей, доходят до пациентов".



Что касается общей ситуации с дополнительным лекарственным обеспечением (ДЛО) граждан, то Зурабов заверил президента, что "средства на ДЛО в полном объеме сохранены", а расходы на лекарственные препараты запланированы с запасом в 33 млрд рублей. "Это дает возможность застраховать себя от неожиданностей и, может быть, даже помочь некоторым регионам", - считает министр.



Медаппарат лучше медбрата



Одна из наиболее спорных сторон нацпроекта "Здоровье" - ответ на вопрос, кому в итоге его реализации должно стать легче: пациентам или отечественным производителям. Дмитрий Медведев вчера занял сторону производителей. Он посетил предприятие "Альтоника", занимающееся производством медаппаратуры, и отметил главную проблему: "Российские предприятия изголодались по заказам". Однако, по его словам, необходимо не только повышать производительность, но и следить за качеством. "Медицинская аппаратура постоянно меняется, и процесс создания новых приборов должен быть непрерывным. Последние 20-30 лет мы шли по пути, когда новые аппараты создавались только тогда, когда техника сильно устаревала. Этот путь тупиковый", - заявил первый вице-премьер.



Врач, брось курить сам



Осложнив жизнь курильщикам и табачным компаниям введением запретов на курение в общественных местах и рекламу сигарет, депутаты Госдумы наконец задумались о том, что пожелавшим избавиться от столь вредной привычки курильщикам надо бы помочь. Первым вице-спикером Госдумы Олегом Морозовым и вице-спикером Артуром Чилингаровым вчера в парламент внесен пакет поправок в закон "Об ограничении курения табака" и другие законодательные акты, которые предусматривают оказание медицинской помощи курящим. Авторы законопроекта предлагают признать курение болезнью и включить диагностику и лечение табачной зависимости в национальные программы по здравоохранению.



Как объяснил корреспонденту "Газеты" автор российской методики помощи курильщикам по стандартам ВОЗ Владимир Левшин, денег из бюджета на такую программу потребуется немного. "Необходимо ввести в медицинских вузах и курсах повышения квалификации врачей курс по обучению врачей всех специальностей методам диагностики и лечения табакокурения да переучить психотерапевтов и наркологов, создав сеть специализированных учреждений для особо сложных случаев, - поясняет Левшин. - При этом для 80% курильщиков достаточно 5-10 минут беседы с врачом, который мотивирует пациента и даст план лечения". Как правило, это обучение приемам аутотренинга, совет по приему заместительных препаратов, возможно, сеансы иглоукалывания. Препараты курильщик купит сам: в основном используется никоретте (стоит около 1,5 тысячи рублей за курс) и табекс (около 100 рублей за курс). Бюджетные деньги потребуются лишь на физиотерапию (то же иглоукалывание), на помощь психотерапевта или нарколога остальным 20% "тяжелых" курильщиков.



По словам Левшина, принявшая в 1999 году такую программу Британия сегодня пожинает достойные плоды: если 30 лет назад там, как и в России, курило около 60% мужчин, то сейчас - 20%. Что еще важнее: большая доля курильщиков - это те, кто курит время от времени, а не постоянно. Но, предупреждает Левшин, ничего не получится, если медики не бросят курить сами: в развитых странах число курящих врачей не более 2%, а у нас медики дымят не меньше пациентов.



Дорого ли вам обходится забота о своем здоровье?



ЕВГЕНИЙ КАФЕЛЬНИКОВ, теннисист:



Если не следить за своим здоровьем, то дорого, потому что хорошие специалисты-врачи денег стоят.Хотелось бы, чтобы улучшилось качество работы наших докторов в любой сфере, от дантистов до хирургов. Мне кажется, что люди уже готовы платить деньги, если сервис и обслуживание будут соответствовать мировым стандартам.



Мне приходилось лечить травмы, но, естественно, не у нас - это исключено. Когда я играл, то для меня очень важно было состояние моего здоровья, поэтому я не скупился ни на какие деньги, тщательно следил за собой и лечился только за рубежом.



Я никогда не лягу на операционный стол у нас в стране. Зачем испытывать судьбу? Думаю, что и любой человек поступит так же. Свое здоровье дороже.



ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ, народный художник СССР:



Как и всем. Кстати, никогда ничего бесплатного не было - ни в советские времена, ни в наши. Мне приходилось сталкиваться с нашими докторами, и ничего плохого я о них сказать не могу. У нас в России бескорыстные и хорошие врачи, просто, наверное, система плохая.



Наши врачи - лучшие в мире, но надо их снабдить новыми достижениями западной цивилизации. Ведь много зависит от техники, и раньше ее покупали. А сейчас богатые лечатся на Западе, а простые россияне предоставлены сами себе. Тяжело всем, но врачам тяжелее всех.



ГРИГОРИЙ ЛЕПС, певец:



Я никогда не покупаю лекарств в нашей стране, потому что 90% из них фуфлыжные. Особенно дорогие, которые не оправдывают ни своей цены, ни действия, которое должно от них исходить. И все свои обследования я провожу либо в Вене, либо в другой капстране.



Правда, и у нас в стране у меня есть два-три семейных врача, которым я доверяю. Они не из породы тех, кому дашь $100, и он скажет, что у тебя все хорошо. Если мне нужно сдать какие-то серьезные анализы (кардио или на сосуды), то я обращаюсь только к ним. И все же чаще я и все мое окружение лечимся за границей.



Операцию на связки делал в Париже, а операцию на нос - в Израиле.



И все же у нас хорошие врачи. Просто у них нет таких возможностей, такой аппаратуры, диагностики и лекарств, как за рубежом. Но головы у них золотые и светлые. Когда я сильно болел 10 лет назад, и у меня еще не было возможности лечиться за рубежом, только они подняли меня на ноги. Наши обычные врачи делают чудеса тем, что у них есть под рукой.



А как быть простому россиянину, надо у него и спросить. Я надеюсь, что я не очень простой. Хоть и говорят, что здоровье не купишь, но выясняется, что иногда уже можно (учитывая уровень мировой медицины) и купить.



ИВАН ПОЛОЗКОВ, бывший член Политбюро ЦК КПСС:



Мне очень дорого, а Зурабову, наверное, нет. Каждый день я пью четыре-шесть препаратов. Бывает, вместо дешевых наших начинают продавать более дорогие импортные. Принимаю их каждый день - утром и вечером, и обходятся эти лекарства в месяц не менее чем в 2,5 тысячи рублей.



Бесплатный перечень лекарств льготникам сокращается ежемесячно. Зурабов слишком богат и щупальца пустил слишком широко, чтобы так просто в отставку уйти. А те, кто над ним, тоже богаты. И своих не сдают.



АНАСТАСИЯ ВОЛОЧКОВА, балерина, заслуженная артистка России:



Дорого. Траты на хороший массаж и на русскую баню, которые мне нужны три раза в неделю, и на хорошие средства по уходу за мышцами ног и стоп. За качество нужно платить. Но мое творчество стоит таких затрат, потому что мои ноги - это самое важное в моей жизни.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

http://gzt.ru - Добавил Ivan в категорию Разное

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь