Зурабов: Надо искоренять "неформальные платежи" врачам

Событием всероссийского масштаба назвал министр здравоохранения Михаил Зурабов открытие в конце июля хирургического комплекса Межрегионального клинико-диагностического центра (МКДЦ) в Казани. По его словам, это не кампания, не эпизод, а изменение государственной политики в области здравоохранения. Минздравсоцразвития обещает, что в новых центрах зарплата врача будет составлять до 200 тысяч рублей в месяц. Сегодня глава ведомства ответил на вопросы телеканала "Вести".



- Здравствуйте. Сразу вопрос: 200 тысяч - ведь это очень приличная зарплата для врачей. Наверное, будет весьма скрупулезный отбор в эти центры?



- Да, безусловно, подготовка кадров, специалистов для эти центров – это отдельная, серьезная задача, которую нам предстоит в ближайшее время решать. Но я, прежде всего, хотел бы сказать о том, что цифры, которые вы сейчас озвучили, это не какая-то специальная программа по привлечению высококлассных специалистов в эти центры. Уже начиная с этого года и на будущий год за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях оплачивается каждая конкретная операция. Вот, например, кардиохирургическая операция на сегодняшний день оплачивается по тарифу 185 тысяч рублей. Это средняя стоимость. На будущий год размер этого тарифа будет 203 тысячи рублей. И те цифры, о которых вы сейчас сказали, - это оценка экспертов того, какую заработную плату могут получить специалисты в том случае, если они выполнят запланированное количество операций. В этих центрах, как мы предполагаем, будет в среднем оказываться от 3,5 тысяч до 5 тысяч высокотехнологичных операций. Имея в виду, что численность работающих в этих центрах будет приблизительно 600-650 человек, то расчеты показывают, что квалифицированный специалист будет иметь заработную плату от 50 до 150 тысяч рублей. Мы считаем, что это, с учетом нагрузки (еще раз подчеркну - с учетом нагрузки, с учетом объема той медицинской работы, которую они будут выполнять, и требований к ней) - абсолютно адекватная заработная плата. Вовсе не означает, что мы создаем какие-то тепличные, привилегированные условия для этих медицинских центров. На сегодняшний день мы ровно по таким же тарифам оплачиваем медицинскую помощь и в тех случаях, когда государственный заказ размещен на региональном уровне. Заработная плата не всегда достигает этого уровня. Хотя я обсуждал этот вопрос совсем недавно с коллегами из Свердловской области. И они заявили мне о том, что в тех медицинских центрах, которые перешли на такую схему финансирования медицинской помощи, когда деньги следуют за пациентом, заработная плата в стационарном звене доросла уже до 70-80 тысяч рублей. Поэтому это совершенно нормальный подход.



- Понятно. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о самих центрах. Как определялись регионы, где они появятся, и почему начали с Казани?



- Что касается Казани, то ответ на этот вопрос особого труда не составляет. Потому что центр - Межрегиональный клинико-диагностический центр, именно так он называется, - был задуман еще в середине 90-х годов. К сожалению, строился очень долго. И только лишь на последнем этапе строился он за счет средств субъекта, республики, и за счет средств федерального бюджета, только на последнем этапе совместно подключилось руководство страны и руководство республики. И в конечном итоге такой замечательный центр год назад был создан. Но создан он был, конечно же, в той логике, в которой создаются высокотехнологичные медицинские центры. Это центр, который имеет 11 прекрасных операционных. Он работает сейчас в 2 смены. Он вышел уже по результатам работы за последний год более чем на 4 тысячи операций, ежегодно выполняемых, сложнейших операций. И это тот тип медицинских учреждений, который должен у нас в дальнейшем появиться как, если хотите, вершина той самой пирамиды, которую сейчас мы выстраиваем в организации оказания медицинской помощи.



Что касается отбора территорий, то прежде всего должен вам сказать, что это разнообразные регионы РФ. Это регионы Сибири, это и Владивосток, и Красноярск, и Барнаул, и Хабаровск, это регионы Центральной России, например, Пенза, Смоленск, Калининград. То есть это самая широкая география.



- То есть вы придерживались принципа равномерного размещения центров на карте России?



- Этого принципа мы не придерживались. Но, конечно же, мы исходили из оценок потребностей в высокотехнологичной медицинской помощи в конкретных регионах. Мы, конечно, принимали во внимание наличие медицинских образовательных учреждений. Мы, конечно, принимали во внимание развитие здравоохранения в конкретном регионе, в том числе его специализацию. Мы, конечно же, принимали во внимание готовность регионов, прежде всего губернаторов, обеспечить нормальные социально-бытовые условия для тех, кто в этих центрах будет работать. В конечном итоге такие решения были приняты правительством. Были изданы соответствующие постановления. Строительство этих центров уже началось. Первые 4 центра будут введены в эксплуатацию в этом году. Это Пенза, Краснодар, Чебоксары и Астрахань. При этом должен вам сказать, что первое оборудование на строительную площадку в Пензу уже начало поступать. И мы рассчитываем, что центр в Пензе в основном, за исключением разве что монтажа дорогостоящего, так называемого тяжелого оборудования, будет уже возведен в середине октября месяца текущего года.



- Нуждающихся в такой высокотехнологичной помощи будет много. У кого есть шансы попасть в эти центры? Любой пациент это сможет сделать? Или нужны какие-то специальные направления?



- Это очень хороший вопрос. Вообще, строительство этих центров связано, прежде всего, с тем, что, например, по сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии мы на сегодняшний день - это очень печально, но это так - удовлетворяем приблизительно 20% потребностей, 20% потребностей. При этом надо сказать, что по целому ряду направлений – таких, как острый инфаркт, острый инсульт - мы оказываем медицинскую помощь даже в меньшем объеме. И поэтому не только необходимо было загрузить уже действующие федеральные специализированные медицинские учреждения (и эта работа сейчас ведется, и на будущий год мы предполагаем достаточно серьезные финансовые средства выделить для укрепления их материально-технической базы); необходимо было развивать сеть медицинских учреждений. Что, собственно, мы и начали делать. Но в прошлом году впервые государство оплатило 128 тысяч операций, именно операций. Не профинансировало медицинские учреждения, содержание, а начало оплачивать медицинскую помощь. В этом году это 175 тысяч так называемых высокотехнологичных операций. То есть мы выкупаем эту медицинскую помощь у клиник, которые способны оказать ее на соответствующем качественном и профессиональном уровне. И вот эти вот квоты, которые мы выкупаем, мы распределяем между субъектами РФ. Поэтому в субъектах РФ на сегодняшний день, в частности, как результат проведения диспансеризации граждан в трудоспособном возрасте, формируется лист ожидания тех, кто в высокотехнологичной медицинской помощи нуждается. И в рамках вот этих квот выписываются направления. Эта медицинская помощь оказывается бесплатно. И в дальнейшем в центрах, о которых сейчас идет речь, эта медицинская помощь будет оказываться бесплатно. Более того, когда мы говорим о заработной плате, мы также имеем в виду и то, чтобы полностью исключить любые неформальные платежи врачам, полностью исключить какие-нибудь субплатежи населения в самом широком плане. Потому что мы с вами прекрасно понимаем, что если это врач квалифицированный, не надо скрывать то, что знают все: конечно же его стремится вознаградить дополнительно либо сам пациент, либо его родственники, либо кто-то еще. Вот надо искоренять постепенно это. И в том числе посредством того, чтобы вводить новую модель финансирования здравоохранения. Такого, когда мы будем, как государство, оплачивать медицинскую помощь, а не финансировать учреждение.



- В одном из интервью вы говорили, что центр - лишь вершина айсберга. Что здравоохранение будет подвергнуто комплексной перестройке. Что вы имеете в виду, можно коротко?



- Вы знаете, я сейчас не хотел бы говорить об экономике здравоохранения. Это предмет отдельного разговора. Хотел бы остановиться только на одном обстоятельстве. Если в РФ выполняется, скажем, 17 тысяч операций на сосудах, а в США выполняется 1 миллион операций, то вполне понятно, что для того, чтобы снизить сверхсмертность в результате сердечно-сосудистой патологии (а мы оцениваем ее ежегодно в 500 тысяч), нужно соответствующим образом развить сеть медицинских учреждений. Если вы их развиваете, то вы прекрасно понимаете, что пациент туда должен прийти подготовленным. Он должен быть обследован, должен быть своевременно выявлен, этот пациент. Должна быть проведена определенная медицинская подготовительная работа. Эту работу невозможно организовать, если у вас дефицит кадров в первичном звене. Если у вас нет необходимого медицинского оборудования, которым бы вы могли продиагностировать состояние больного, если вам не выделяются средства на проведение диспансеризации. Поэтому первый этап приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения – это было укрепление первичного звена медико-санитарной помощью. Что мы пытаемся сейчас сделать. Но затем, по мере того, как начал формироваться поток пациентов, которые должны получить высокотехнологичную медицинскую помощь, мы не только стали иначе загружать федеральные центры, - мы начали строить центры высоких медицинских технологий, о которых, собственно, сейчас и идет речь. Вот это и есть комплексный подход.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

http://www.fumc.ru - Добавил medic в категорию Разное

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь