НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АКТИВАЦИИ ПАМЯТИ ПРИ ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АКТИВАЦИИ ПАМЯТИ ПРИ ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ



Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета



С развитием Интернет-технологий сформировался новый тип запоминания информации (тип транзактивной памяти), который характеризуется тем, что пользователи « запоминают не саму информацию, а то, в какой папке компьютера она хранится» (Спэрроу Б., 2011).Ухудшению запоминания обрабатываемой информации Интернет – ресурсов способствует также негативное влияние на пользователя информационного стресса, формирование при длительной работе за компьютером состояния усталости и снижения концентрации внимания. Естественно, что транзактивная память (лучшее запоминание алгоритма получения информации, чем смысловой нагрузки самой информации) ограничивает возможности успешного интеллектуального саморазвития и максимальной реализации творческого потенциала личности.

Новизной разработанного метода активации памяти при обработке информации Интернет-ресурсов является сочетанное применение в реальном режиме времени работы за компьютером следующих инструментальных психотехник:

-оптимизации межполушарных взаимодействий приемами целенаправленного инициирования глазодвигательной активности и латеральной моторной стимуляции;

-формирования установок на активацию запоминания обрабатываемой информации и инструментальной реализации для этих целей методов аутосуггестии;

-нейтрализации негативного влияния информационного стресса;

-целенаправленной аромакоррекции психоэмоционального состояния пользователя и формирования благоприятного для активации памяти психологического фона.

Техническое решение разработанного метода реализовано (см.фото) в виде фиксируемых с помощью пружинных зажимов на противоположных сторонах компьютерного монитора (по его горизонтали) светодиодных излучателей, попеременное включение которых, в требуемые моменты активации запоминания информации, осуществляется с помощью закрепленных на кистевых пружинных эспандерах микротактильных сенсоров. На одном из эспандеров закреплены также микротактильные сенсоры для включения (при сжимании эспандера) портативного настольного ультразвукового распылителя эфирного масла с эффектом активации внимания и памяти (например, эфирного масла розмарина или полыни лимонной) и миниатюрного устройства для озвучивания предварительно записанных установок на активацию процесса запоминания требуемой информации, например: »Это важная для меня информация! Я четко фиксирую её в памяти!».

Визуальное отслеживание пользователем попеременно зажигающихся, при сжимании соответствующего эспандера, зафиксированных на противоположных сторонах монитора светодиодных излучателей инициирует выполнение ним гимнастики глаз в виде попеременного движения глаз по горизонтали. Экспериментально подтверждено (Кристман С., Паркер Э., 2007), что гимнастика глаз в виде целенаправленных попеременных их движений по горизонтали способствует, за счет гармонизации межполушарных взаимодействий, улучшению запоминания текстовой информации на 10…15% .

В свою очередь, попеременное сжимание пользователем левой и правой рукой при выполнении гимнастики глаз кистевых пружинных эспандеров, способствует дополнительной активации процесса гармонизации межполушарных взаимодействий, что весьма важного для улучшения запоминания зрительной информации. Это обусловлено тем, что при попеременном сжимании левой и правой рукой кистевых пружинных эспандеров, за счет проявления контралатеральной реакции коры головного мозга на латеральную моторную стимуляцию, происходит усиление метаболизма и кровотока в соответствующем полушарии головного мозга (Годик Э., 2010).

Предусмотренное приемами разработанного метода инструментальное инициирование выполнения гимнастики глаз в виде целенаправленного попеременного движения глаз по горизонтали, способствует также уменьшению негативного влияния информационного стресса на процесс запоминания информации Интернет-ресурсов. Это обусловлено формированием эффекта десенсибилизации и переработки психотравмирующей информации движениями глаз (Shapiro F.,1987). Нейтрализация стресса является весьма значимым аспектом для успешной активации памяти при обработке информации Интернет-ресурсов, т.к. стрессовые гормоны негативно влияют на функции мозга, в том числе и памяти.

Предусмотренная разработанным методом реализация приемов синхронизированного с гимнастикой глаз попеременного сжимания левой и правой рукой пружинных кистевых эспандеров, способствует не только активации процесса запоминания требуемой информации Интернет-ресурсов, но и, одновременно, эффективной профилактике при работе за компьютером усталости глаз и формирования «синдрома запястного канала» («карпального туннельного синдрома»).

Таким образом, разработанный метод, основанный на сочетанном применении приемов глазодвигательной гимнастики, латерально - моторной стимуляции и целенаправленного ароматического влияния, создает предпосылки как для активации памяти при обработке информации Интернет-ресурсов, так и осуществления эффективной профилактики негативного влияния компьютера на интегральные показатели здоровья пользователя и уровень его работоспособности, что создает благоприятный фон для полной самореализации творческого и интеллектуального потенциала личности.



Внешний вид конструктивного оформления метода (см.фото):

1- пружинные фиксаторы светодиодных излучателей на мониторе компьютера; 2- кистевые пружинные эспандеры с микротактильными сенсорами; 3-настольный ультразвуковой распылитель эфирного масла; 4- устройство звукового воспроизведения психологических установок

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Добавил 7647869 4669 дней назад в категорию Психиатрия

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь