«Высокотехнологичные» кадры отечественной медицины



Российская медицина все дальше продвигается по пути внедрения высоких технологий. Государством создаются медицинские центры, выделяются значительные средства на закупку оборудования. Так, объем финансирования высокотехнологичных видов медицинской помощи в рамках программы «Здоровье» в 2009 г. составил 28, 3 млн. руб. Однако новейшие приборы и совершеннейшие установки могут остаться невостребованными, если к ним не будут приложены знания и руки врачей. Поэтому сегодня главный вопрос – как обеспечить медицинские учреждения кадрами, способными работать на современном высокотехнологичном оборудовании? Один из наиболее эффективных способов его решения – создание специализированных учебных центров.



Казанский учебный центр высоких медицинских технологий – проект, призванный решить задачу подготовки специалистов на постдипломном этапе. Центр был открыт в феврале 2008 г. Минздравсоцразвития России при поддержке правительства Республики Татарстан и активном участии компании Johnson&Johnson, инвестиции которой в проект составили 15 млн. долл. на 5 лет. Казанский учебный центр стал первым в России образовательным проектом, соответствующим мировым стандартам. Это пример реального государственно-частного партнерства в области современного медицинского образования. Этот центр был четвертым, открытым при содействии международной корпорации, после центров в США и Германии. Стоит отметить, что российский проект был реализован раньше, чем подобные проекты в Японии, Франции, Индии и Китае. Сейчас в мире насчитывается уже около 20 научно-образовательных центров, организованных по инициативе компании Johnson&Johnson.



В Казанском учебном центре осуществляется подготовка специалистов по следующим направлениям: эндоскопическая хирургия, кардиохирургия, травматология, нейрохирургия, офтальмология, оториноларингология, артрология, репродуктивные технологии и т.д. Кроме того, в центре разработаны и внедрены современные программы курсов для медицинских сестер, участвующих в оказании высокотехнологичной помощи, и программы для организаторов здравоохранения.



Целью работы центра является формирование новых стандартов постдипломного образования, соответствующих лучшему зарубежному опыту, и, в конечном итоге, обеспечение более широких возможностей для населения в получении медицинской помощи.



В основе учебных программ лежит «модульная» система, которая ориентирована на формирование у курсантов конкретных профессиональных навыков. Особая роль отводится практическим занятиям с использованием компьютерных тренажеров-симуляторов и тренировочных операционных, оснащенных самым современным оборудованием. Опыт обучения пилотов в авиации показал высокую эффективность применения компьютерной симуляции. Следом за авиацией этот метод обучения начал применяться во всех областях, требующих личной ответственности и профессионализма специалистов, включая медицину. Использование симуляторов позволяет полностью воссоздать ход операции в режиме реального времени, смоделировать различные ожидаемые и экстренные ситуации, которые могут возникать во время хирургических вмешательств, и отработать алгоритмы действия. Компьютерные симуляторы нашли свое применение для подготовки специалистов в общей хирургии, колопроктологии, гинекологии и других областях малоинвазивной хирургии. Тренировочные операционные, оснащенные эндоскопическим оборудованием, коробочными муляжами для общих и торакальных хирургов, муляжами тканей из синтетических и биоматериалов, сшивающими аппаратами, инструментами доступа, ультразвуковым скальпелем и электрохирургическими аппаратами, дают возможность отрабатывать практические навыки врачам самых разных хирургических специальностей. После занятий на тренажерах снижается продолжительность операций и время нахождения пациента под наркозом. Исследованиями установлено, что в результате обучения число практических ошибок сокращается в 6 раз, время выполнения процедур – на 30%. Все это способствует обеспечению безопасности пациентов при операциях.

Техническое оснащение центра позволяет включать в учебный процесс телетрансляции мастер-классов и уникальных показательных операций из лучших российских и зарубежных клиник, организовывать телемосты с ведущими специалистами, а также проводить конференции и симпозиумы на высоком техническом уровне. Все учебные комнаты имеют выход в Интернет, а также обеспечивают доступ к специализированным базам данных и периодическим изданиям по всему миру.



В целях повышения качества обучения казанский центр работает только с приглашенными преподавателями. Это позволяет привлекать практикующих хирургов, преподавателей ведущих зарубежных и российских образовательных и научно-исследовательских центров. Центр успешно сотрудничает с российскими медицинскими вузами и кафедрами повышения квалификации, в т.ч. с кафедрой факультетской хирургии МГМСУ, кафедрой торакальной хирургии РМАПО, кафедрой общей хирургии педиатрического факультета РГМУ, Казанской государственной медицинской академией. Среди преподавателей центра – Б.Г.Алекян, член-корр. РАМН, д.м.н., руководитель отделения рентгенохирургических методов исследования и заболеваний сердца и сосудов НЦССХ им. А.Н.Бакулева; АЮ.Разумовский, д.м.н., проф., гл. детский хирург Департамента здравоохранения г.Москвы, зав. отделением торакальной хирургии ДГКБ №13 им. Н.Ф.Филатова; П.В.Царьков, д.м.н., проф., зав. отделением колопроктологии и хирургии тазового дна ГУЗ РНЦХ им. Б.В.Петровского и многие др.



Сегодня в центре уже прошли обучение более 1000 слушателей из 50 регионов России, более 6000 врачей посетили научно-практические мероприятия, проведенные на базе центра. В ближайшем будущем пропускная способность центра увеличится до 3000 слушателей в год.



Последнее достижение центра – внедрение с февраля 2011 г. курса для аритмологов. Программа курса призвана повысить уровень квалификации специалистов в области кардиологии, а также обучить их новейшим методам диагностики и лечения аритмий и работе на современном медицинском оборудовании. В рамках курса выступят с лекциями и проведут практические занятия по использованию инновационного оборудования ведущие российские специалисты аритмологи. Новый курс не имеет аналогов в России. Для его создания объединили усилия компании-производители медицинского оборудования и инструментария, а также специализированные научные медицинские центры. В разработке программы курса приняли участие специалисты Республиканской клинической больницы Республики Татарстан и компаний Biosense Webster (дочерняя компания Johnson&Johnson) - производитель оборудования и расходных материалов для электрофизиологических процедур, Medtronic, Biotronik. Трехступенчатая образовательная программа поможет врачам различных специализаций получить квалификацию аритмолога и освоить новейшее оборудование для проведения процедур радиочастотной абляции (РЧА) у пациентов с нарушениями ритма сердца.



РЧА – современный метод малоинвазивного лечения аритмий – активно применяется в ведущих клиниках всего мира. Так, в США и Великобритании ежегодно проводится около 250 РЧА на 1 млн. населения. В России на 1 млн. населения проводится только 100 РЧА. Это объясняется, в первую очередь, отсутствием специализированных образовательных программ для аритмологов. При наличии современного оборудования в клиниках, российским врачам часто не хватает знаний и опыта для его эффективного использования.

«Российская система здравоохранения испытывает острую нехватку высококвалифицированных специалистов, и это, безусловно, сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи. Создание такого рода курсов внесет вклад в решение этой проблемы и позволит повысить эффективность и доступность медицинской помощи для населения», - считает Адель Вафин, первый зам. министра здравоохранения Республики Татарстан, немало сделавший для того, чтобы центр начал работать с полной отдачей.



Основная задача курса аритмологии – подготовить несколько высококвалифицированных команд, состоящих из кардиолога, анестезиолога, электрофизиолога и рентгенохирурга и имеющих навыки совместной работы. «Чувство локтя» является необходимым условием работы в критических ситуациях, нередко возникающих в кардиохирургии, именно его, помимо теоретических знаний и практических навыков, должны будут получить выпускники курса аритмологии. «Уникальность этого курса заключается в том, что мы впервые предлагаем командный подход к проведению процедур диагностики и хирургического вмешательства при аритмии. В России сейчас есть хорошие специалисты аритмологи, но они не обучены оказывать медицинскую помощь как единая бригада. Наша методика призвана сократить длительность процесса диагностики и интервенционного вмешательства, а также увеличить эффективность работы всех специалистов, находящихся в операционной», - рассказывает Юрий Терегулов, руководитель Республиканского центра диагностики и лечения нарушений ритма сердца.



Пока что центр в Казани в большей степени ориентирован на подготовку кадров для Республики Татарстан. Но постепенно он распространит географию своих выпускников на врачей других регионов страны. В государственном масштабе это означает повышение доступности высокотехнологичных методов лечения при оптимизации затрат и улучшение качества обслуживания населения.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

http://www.remedium.ru - Добавил antibiotik в категорию Разное

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь