Российские аптеки находятся в сложном финансовом положении



Российские аптеки находятся в крайне сложном финансовом положении, вызванном отменой единого налога на вмененный доход. Совсем недавно аптеки в наших городах росли как грибы. Большие сетевые и одиночные, просто киоски на автобусных остановках – все они наперебой предлагали населению лекарства. Но вот заболел у меня ребёнок, и когда поздним вечером я отправился в аптеку, то обнаружил, что вывеска одной из них сменилась на пиццерию, а на месте другой – открыт филиал известного банка. Аптек, как по мановению волшебной палочки, вдруг стало меньше. В Российской ассоциации аптечных сетей подтвердили, что в последнее время действительно идёт сокращение аптечных точек. Причина – изменение для них налогового режима. «Российские аптеки с 2011 года находятся в крайне сложном финансовом положении, вызванном отменой единого налога на вменённый доход для большинства аптечных учреждений и одновременным ростом тарифов страховых взносов, что повлекло увеличение суммы отчислений по страховым взносам для 70 процентов аптечных организаций более чем в два раза», – прокомментировала ситуацию исполнительный директор ассоциации Нелли Игнатьева.



О резком падении рентабельности аптечного бизнеса свидетельствуют и данные Росстата по первому полугодию 2011 года. Так, по Центральному федеральному округу рентабельность снизилась с положительных 0,7 процента до отрицательного значения минус 1,5 процента. Критическая ситуация с рентабельностью аптек сложилась в Псковской и Ростовской областях, в республиках Адыгея, Алтай, Тыва, в Алтайском крае, Еврейской автономной области и других. «Аптекам сегодня трудно выживать даже в Москве, где обороты во много раз выше, чем в провинции», – отмечает генеральный директор крупной аптечной сети Валерия Солок. Кстати, появление на месте бывших аптек банковских отделений тоже оказалось не случайным.



«Для стандартной аптеки достаточно торговой площади от 30 до 100 квадратных метров, – сообщила Валерия Солок, – в этом сегменте аренды мы конкурируем с небольшими магазинами, кафе и банками. Однако «отбивать» аренду аптекам сейчас стало значительно труднее, поскольку аптечным организациям приходится нести очень много обязательных расходов. Например, до 18 процентов прибыли аптеки съедает содержание квалифицированного персонала, без которого заведение работать не может. Кроме того, на ряд препаратов (а это пять тысяч наименований из списка жизненно необходимых лекарственных средств) цены регулируются государством – и аптеки не могут повышать их по собственному усмотрению». Валерия Солок называет нынешнюю ставку страховых отчислений для большинства аптек убийственной.



Между тем в Росздравнадзоре считают, что ситуация с аптеками находится под контролем, а некоторое уменьшение их числа – следствие нормальной рыночной регуляции. «Любой рынок, в том числе фармацевтический, имеет определённую ёмкость, – отмечает представитель Росздравнадзора Ирина Круглова. – И если по советским нормам одна аптека должна отстоять от другой не менее чем на 500 метров, то сейчас аптеки встречаешь на каждом шагу. Поэтому нечего удивляться, что у большинства из них нет необходимой рентабельности».



Она напомнила, что, несмотря на падение темпов прироста аптек – в 40 раз в 2011 году в сравнении с 2010 годом, общее число выданных лицензий на аптечную деятельность всё равно растёт. Наша официальная статистика – вещь лукавая, возражают в ассоциации аптечных сетей, она учитывает, например, лицензии фельдшерско-акушерским пунктам, которые в строгом смысле слова аптеками являться не могут.



«На практике же ситуация с количеством аптек, особенно в регионах, близка к критической. Кстати, по данным того же Росздравнадзора, в 28 субъектах РФ наблюдается явный недостаток в аптечных организациях», – заявила Нелли Игнатьева.



Проблема с уменьшением числа аптечных учреждений, несомненно, существует. Её можно было бы ограничить вопросами рентабельности бизнеса: мол, в условиях рыночной экономики одни виды бизнеса уходят в застой, в то время как другие развиваются. В прин-ципе это нормально, если бы не два немаловажных вопроса: каким образом закрытие ряда аптек отразится на обеспечении лекарствами населения и как это повлияет на перспективы борьбы с лекарственным контрафактом? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вникнуть в суть налоговых изменений в отношении аптечных учреждений.



3 декабря 2011 года Президент подписал Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды». Документ предполагает снижение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 20 процентов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающих единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности. Возможность применения специального налогового режима в виде единого налога определяется следующими условиями: наличие в штате не более 100 сотрудников и доля юридического участия в уставном капитале, не превышающая 25 процентов.



Напомним, что вышеизложенным критериям удовлетворяют только мелкие аптечные точки.На практике это означает, что льготным налогообложением продолжают пользоваться мелкие аптечные киоски, в то время как крупные аптечные сети, а также муниципальные аптеки из-под льготного налогообложения выводятся. Удивляет, что в этот разряд попали муниципальные аптеки, которые осуществляют торговлю медикаментами по социальным ценам.



«Под финансовое давление подпадает цивилизованный и контролируемый рынок медикаментов, отвечающий за лекарственное обеспечение социальных слоёв населения и формирующий стандарты фармацевтической отрасли в России, – государственные и муниципальные предприятия, а также публичные компании. Между тем именно эти аптеки стремятся обеспечить более полное наличие ассортимента жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», – отмечают в Российской ассоциации аптечных сетей.



Многие эксперты утверждают, что подобные действия Минфина вызовут дестабилизацию на рынке лекарственного обеспечения, сокращение рынка фармацевтической розницы. Не секрет, что как раз в аптечных киосках, принадлежащих непрозрачным компаниям, и обнаруживают при проверках львиную долю контрафакта.



Вместе с тем в нашем случае получилось, что уже принятые законы противоречат ранее предпринятым государственным шагам по борьбе с лекарственным контрафактом.



Так, в переломный момент этой борьбы государство не поддержало свой же государственный (муниципальный) аптечный сегмент, но создало условия для аптек-однодневок. Как следствие, неизбежен рост числа трудноконтролируемых аптек, аптечных пунктов и киосков, реализующих лекарственные препараты, к происхождению и качеству которых возникает немало вопросов.



Татьяна Яковлева, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья:

«В России уже разработана и с 2004 года успешно функционирует система государственного контроля качества лекарственных средств, позволяющая эффективно выявлять недоброкачественные, фальсифицированные и контрафактные лекарственные средства. Однако сегодня наиболее актуальной остаётся проблема фальсификации фармацевтических субстанций, ввозимых на территорию Российской Федерации и используемых в производстве готовых лекарственных препаратов.

Для производства лекарственных препаратов отечественными организациями-производителями используются фармацевтические субстанции, 80 процентов которых ввозится в Российскую Федерацию по непрямым контрактам из Китая и Индии. Очевидно, что в этом направлении будет усиливаться государственный контроль.



С вступлением в действие правил Таможенного союза, отменивших ограничения при перемещении товаров между странами – членами Таможенного союза, работу по контролю за обращением медицинских препаратов необходимо будет не просто увеличить, а качественно активизировать. За короткий промежуток времени предстоит гармонизировать ключевые параметры и стандарты обращения, контроля, в том числе определить и на межгосударственном уровне закрепить нормы ответственности компаний-производителей. В целях повышения эффективности государственного контроля качества лекарственных средств необходимо будет интенсифицировать работы по созданию современных лабораторных комплексов в каждом федеральном округе Российской Федерации и по организации на их базе передвижных экспресс-лабораторий. В перспективе необходимо будет иметь такие лаборатории во всех регионах Таможенного союза.

Кроме того, необходимо предусмотреть и ответственность за обращение недоброкачественных лекарств, то есть пришедших в негодность или с истекшим сроком годности. Совершенно очевидно, что обращение подобных лекарств не менее, если не более, опасно, чем обращение фальсифицированных лекарств.

В целом же эффективная борьба с подделками лекарств станет возможной только тогда, когда будут внесены все необходимые изменения в законодательство».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

http://ria-ami-tass.ru - Добавил Profi в категорию Фармакология

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь