Проблемы инклюзивного образования детей-инвалидов обсудили парламентарии



12 апреля, в Государственной Думе проходят парламентские слушания «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ: проблемы отрасли и общества». Выступая на мероприятии, первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья, заслуженный врач РФ Татьяна ЯКОВЛЕВА отметила:



Тема, которая сегодня обсуждается, затрагивает интересы практически каждой десятой семьи. Я бы хотела коснуться нескольких аспектов, связанных с реализацией федеральной политики в сфере образования детей с ограниченными возможностями. Сегодня много говорилось об инклюзивном образовании детей-инвалидов в учебных заведениях общего типа и коррекционных школах. Оба направления заслуживают внимания со стороны органов законодательной и исполнительной власти.



Но хочу обратить внимание на три момента. Я согласна с теми, кто говорит о необходимости создания в обычных школах материально-технических условий для беспрепятственного доступа и обучения инвалидов. Речь идет о детях с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, которые самостоятельно не передвигаются. В принципе, подход правильный. Однако, следует иметь в виду, что в средних городах России большинство школ построено по проектам 1960-х годов, когда действовали совсем другие СНиПы. И решить эту задачу во всех школах даже в рамках программы «Доступная среда» – очень ресурсоемкая и для многих школ технически не решаемая задача.



Я предлагаю решать задачу инклюзивного образования детей-инвалидов на основе комплексного подхода. То есть рекомендовать субъектам разработать комплекс мер для всех категорий детей, имеющих проблемы со здоровьем. В школах, где позволяют технические возможности, оборудовать инфраструктуру доступной среды и рекомендовать Минобрнауки определить правовой статус учителей-тьютеров, которые будут помогать этим детям осваивать учебную программу.



Если это слабослышащие и слабовидящие дети, то общепризнанно: их обучают на основе специализированных методик в специальных коррекционных школах. И здесь возникает другая проблема. В системе образования до сих пор отсутствуют федеральные государственные образовательные стандарты для категорий учащихся, имеющих специфические заболевания (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие и т.д.). Что снижает качество обучения детей, не нацеливает педагогические коллективы на достижение высоких результатов. В проекте рекомендаций наших слушаний это направление работы связано с федеральным законом «Об образовании». Я предлагаю рекомендовать Минобрнауки разработать и утвердить государственные образовательные стандарты для обучающихся в специальных коррекционных школах.



К наиболее эффективным федеральным проектам в сфере социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья хотела бы отнести организацию дистанционного образования детей-инвалидов. Проект начался в 2008 году, а с 2009-го он реализуется в рамках национального проекта «Образование». Это пример удачного сотрудничества и софинансирования федерального и регионального бюджетов. Я достаточно подробно изучила состояние этой работы в своем округе, в Ивановской области, изучила работу регионального центра по дистанционному обучению детей-инвалидов, встречалась с учителями, посещала детей-участников этого проекта. Приведу несколько цифр. Только в Ивановской области на эти цели израсходовано 68 млн. рублей из федерального (70%) и областного (30%) бюджетов. Подготовительная работа проведена большая. Специально оборудован и открыт учебный центр по дистанционному обучению детей-инвалидов, создано 80 рабочих мест для педагогов, дистанционным технологиям обучены родители. Действует дистанционный образовательный портал, который позволяет общаться всем участникам проекта. Таким образом, в этом году дистанционным образованием будут охвачены все 190 детей, которым показано обучение на дому.



Общаясь с этими ребятами, я вышла на две проблемы, которые волнуют их и их родителей. Первый вопрос, который мне задавали: что будет с оборудованием, которые они получили для дистанционного обучения, после того, как ребята закончат школу. Сегодня эта проблема решена. С учетом методических рекомендаций, разработанных Министерством образования и науки РФ в феврале 2012 года, муниципальные образования внесли изменения в действующие порядки передачи оборудование или дар в случае продолжения детьми-инвалидами профессионального образования после окончания школы. И тут возникает другая проблема. Где выпускники школ из числа этих ребят могут получить дистанционное профессиональное образование? Пока не проработан вопрос создания условий для получения инвалидами профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий на бюджетной основе в государственных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования.



В Ивановской области в этом году дистанционное обучение заканчивают 9 учащихся, и их дальнейшее обучение пока под вопросом. Считаю, что Комитету Госдумы по образованию следовало бы ускорить принятие правового акта, который ускорит электронное профессиональное образование. Даже такой краткий обзор показывает многообразие проблем, связанных с инклюзивным обучением детей-инвалидов. Поэтому я предлагаю разработать не только рекомендации по проблеме, но и подойти к её решению комплексно – выделить категории детей с различной спецификой развития и сформировать для всех заинтересованных структур дополнительные рекомендации по их инклюзивному образованию.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

http://www.ria-ami.ru - Добавил paris в категорию Педиатрия

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь