Алексей Бобрик: «По уровню безопасности медицинской помощи Россия отстает лет на 20»



Разработка медицинских технологий, улучшение систем доставки лекарственных средств, совершенствование диагностики различных заболеваний, а также поддержка разработки новых лекарств — по всем этим направлениям еще долго будут задавать тон крупнейшие зарубежные компании, представительства которых активно действуют в России. Наш сегодняшний собеседник — глава представительства компании BD (Бектон, Дикинсон энд Компани) в России и СНГ Алексей Бобрик.



Алексей Владимирович, прошел уже почти год после вашего вступления в должность. Ранее Вы работали в достаточно крупных проектах по борьбе с ВИЧ/СПИД и туберкулезом. Вам трудно дался переход в коммерческую структуру?



Я бы не сказал. По большому счету управленец — он и есть управленец. Хотя некоторая специфика в BD, безусловно, существует, основные мои задачи остались прежними – реализация стратегии компании, координация деятельности подразделений, контроль выполнения поставленных задач и т.д.



В течение десяти лет я работал в организации, которая хоть формально и не была коммерческой, но осуществляла реализацию медицинских проектов с многомиллионным финансированием как от международных организаций, так и российского госбюджета. Уже там мы многое делали для повышения безопасности медицинских работников и пациентов. Поэтому, когда я получил предложение перейти на работу в BD — компанию-лидера по производству инструментов с инженерной защитой от травм, то с удовольствием согласился.



Поясните, пожалуйста, читателям понятие «инструменты с инженерной защитой от травм».



Это медицинские устройства для инвазивных процедур, которые выглядят и используются так же, как и обычные шприцы, катетеры или скальпели, однако, их дизайн, в отличие от традиционных инструментов, разработан с учетом снижения риска контакта медработника с острием или режущей кромкой медицинского инструмента. Например, игла, после использования закрывается специальным колпачком, а лезвие убирается в рукоятку и т. д. Некоторые безопасные инструменты обеспечивают защиту как медработника, так и пациента. Например, самоблокирующийся шприц, который позволяет проведение только одной инъекции, после которой поршень отламывается, а ретракционная игла втягивается внутрь корпуса.



Безопасные инструменты – это отдельный сегмент мирового рынка медицинских изделий?



Отдельный и очень интересный. Потому что в большинстве случаев медработники заражаются инфекциями, передаваемыми с кровью именно при микротравме, т.е. уколе или порезе, острым инструментом. Поэтому, в результате совместных усилий медицинской науки и производителей оборудования появились, например, тупоконечные шовные иглы, которыми можно шить, но уколоться очень сложно. Или инструмент, которым можно забирать кровь, но при изъятии его из вены игла автоматически убирается, и медработник просто не может ей уколоться.



Но ведь такие изделия более дорогостоящие. Как они конкурируют с инструментами, которые не имеют такой защиты?



Разница в цене не настолько значительна, а по некоторым позициям фактически не отличается от традиционных инструментов. Вопрос несколько в ином. Помимо стандартных индикаторов эффективности работы системы здравоохранения во всем мире все большее внимание начинает уделяться безопасности медицинских работников и пациентов. Например, в США открыто признают, что ежегодно в стране происходит до 10 млн. инфекций, приобретенных в медицинских учреждениях. К настоящему моменту среди американских медицинских работников зарегистрировано 62 документированных и 158 возможных случаев заражения ВИЧ при оказании медицинской помощи. Там, где проблему измеряют, там, где за ней ведется мониторинг — там она и существует.



А там, где ей не уделяется достаточно внимания?



Там она тоже существует. Только скрыта за отсутствующей статистикой и, как правило, в гораздо больших масштабах. Поэтому в индустриально развитых странах с середины 80-х гг., когда стали понятны пути передачи ВИЧ-инфекцией и выявились первые случаи заражения медработников, обратили внимание на проблему и стали ее измерять и изучать. Были разработаны методы вакцинации медработников против гепатита В и постконтактной профилактики ВИЧ-инфекции. Тогда же обратили внимание на то, как много зависит от инструмента: одними шприцами люди колются чаще, чем другими. В результате, где-то в середине 90-х гг. были разработаны первые безопасные шприцы и катетеры. Их эффективность оказалась чрезвычайно высока, и в 2000 г. в США был принят федеральный закон, который обязал все медицинские учреждения иметь эти инструменты. Показательно, что уже в 2001 году за несоблюдение этого закона и отсутствие безопасных инструментов Федеральное агентство по охране труда и здоровья США оштрафовало американские больницы 134 раза на общую сумму более $1 млн. В Европе директива 2010/32 обязывает все страны Евросоюза внедрить комплекс мероприятий по предотвращению заражения в ЛПУ, включая переход на безопасные медицинские инструменты, к 11 мая 2013 года.



А как обстоят дела в России?



С учетом глобальных тенденций ситуация постепенно начинает меняться к лучшему и в нашей стране. Безопасные медицинские технологии все шире внедряются в рамках текущего масштабного материально-технического переоснащения отечественных ЛПУ. Вопросы безопасности пациентов и медработников впервые прямо упоминаются в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», введенном в действие с января 2012 года.



Но, надо понимать, что мы находимся в самом начале пути. До того уровня безопасности, который обеспечен в ЛПУ развитых индустриальных стран, нам еще далеко. Мы отстаем лет на 20.



Но все-таки ваша основная продукция — это обычные средства доставки медицинских препаратов: шприцы, катетеры и т.д.?



В самом общем виде структура бизнеса BD выглядит следующим образом. Из 7,8 млрд. долларов продаж по всему миру около 40% приходится на медико-хирургические системы, то есть на. шприцы и катетеры, еще 40% на лабораторное оборудование и преаналитические инструменты, типа систем забора крови, остальное — на биотехнологическое оборудование.



BD действует в России достаточно давно?



Да. Представительство было открыто в 1994 г. Мы начинали со шприцев и по этой продукции занимаем большую долю мирового рынка, например, производим более 70% всех инсулиновых шприцев в мире.



Как вы оцениваете российский рынок?



Считается, что в 2011 г. общий рынок всех медицинских устройств в России составил примерно 130–140 млрд. рублей. Но эти цифры весьма условны, уточнить их мешает главная проблема российского рынка медицинского оборудования — слабая информационная база. Есть разные оценки потребностей рынка в том или ином оборудовании. Мы заказываем собственные исследования, проводим аналитику, то же самое делают другие компании, но даже отраслевые эксперты IMEDA (Ассоциация международных производителей медицинских изделий) признают, что все эти оценки достаточно субъективны. Фактически, более-менее достоверно обсчитать продажи можно только там, где фигурируют крупные штучные приборы, либо когда продажи идут через тендеры, либо по аптечным сетям.



В последние четыре года реализовывались крупные программы высокотехнологичной медицинской помощи, шло переоснащение многих медицинских центров. Вряд ли дальше этот процесс продолжится в тех же объемах, но потенциал для роста есть. По экспертным оценкам ближайшие десять лет российский рынок медицинских устройств ежегодно будет расти на 10–13%. Оборудование, которое не обновлялось в последние годы, уже исчерпывает свой цикл эксплуатации. В нашей отрасли вообще все очень быстро меняется: жизненный цикл изделий, как правило, не превышает 1,5 – 2 лет.



Какова ваша стратегия распространения продукции? Наверное, есть сложности, связанные с тем, что далеко не все ваше оборудование находится в низшей ценовой категории?



В таких сегментах номенклатуры, как шприцы, катетеры, системы заборы крови — конкурентов очень много, в том числе малоизвестных фирм из Юго-Восточной Азии. В этой сфере мы стараемся привлекать внимание к качеству. Возьмем, например, вакуумную систему забора крови — рядовой, массовый прибор. Но изготовить хороший аппарат для забора крови достаточно сложно, там очень тонкая технология. То есть дешево сделать хорошую систему забора крови нельзя. Также форма, прочность и качество заточки иглы для инсулина, имеет огромное значение для больных диабетом, так как они вынуждены делать себе инъекции несколько раз в день. Покупатели знают, что даже самые простые инструменты компании BD, хоть и не самые дешевые на рынке, чрезвычайно надежны и имеют отличное соотношение цена – качество.



Что касается высокотехнологичных товаров, то здесь ситуация несколько иная. По многим позициям мы предлагаем уникальные продукты, которые конкурируют только с изделиями ведущих мировых производителей. И лечебное учреждение, которому нужно такое оборудование, обычно уже делает свой выбор на основе требуемых характеристик лабораторного прибора и качества расходных материалов, а не столько низкой цены.



Ваша продукция идет исключительно в лечебно-профилактические учреждения, через госзакупки?



Нет, это не совсем так. Например, наши шприцы — это на 95% аптечный ритейл, так как они более дорогие, чем те, что могут позволить себе большинство ЛПУ по 94 ФЗ. Однако, безупречное качество шприцев BD хорошо известно потребителям, которые спрашивают их в аптеках. Поэтому аптеки готовы брать по более высокой цене по-настоящему качественный товар. Лабораторное оборудование, конечно, в основном идет в ЛПУ и научно-исследовательские учреждения по тендерам.



То есть мы работаем в России через дистрибьюторов, которых у нас около 20, а среди потребителей наших товаров есть и ЛПУ, и академические учреждения, и аптеки.



Какие средства маркетинга вы используете для стимулирования продаж?



Мы, в первую очередь, стараемся думать о том, соответствует ли внедряемый инструмент потребностям целевой группы, а стратегия продвижения нашим этическим нормам. В целом, придерживаемся традиционных проверенных методик: надо ходить, показывать, общаться с коллегами и потенциальными покупателями, участвовать в выставках и конференциях, обучать дистрибьюторов.



Как вы оцениваете деятельность IMEDA и перспективы самостоятельности данного сегмента рынка?



Мы являемся активными членами ассоциации. На наш взгляд, ассоциация занимается большим, нужным и сложным делом. За последние два года Ассоциация сильно активизировалась и стала куда более заметна. Другое дело, что следует избегать необоснованных ожиданий — IMEDA лишь озвучивает интересы индустрии и предлагает государству воспользоваться своим экспертным потенциалом. Если государство хочет нас слушать — оно нас слушает. А если нет, то мы можем лишь пытаться регулярно поддерживать вопрос на повестке дня.



Так или иначе, мы обязаны обращать внимание на болевые точки, которые вредят отрасли, государству и обществу в целом. В нашей сфере, основные текущие проблемы относятся к законодательной и нормативной сфере. После длительного периода мягкого и весьма незначительного регулирования в последние пару лет на нас обрушился целый шквал новых нормативных актов, большинство из которых недостаточно проработаны и принимаются поспешно. Из-за отсутствия ясной регуляторной концепции в области медицинских изделий различные правовые акты часто противоречат друг другу. Число и скорость принятия новых нормативных документов создает очень неустойчивую ситуацию быстро меняющегося правового поля. Наша отрасль сейчас находится в зоне сильной турбулентности. Бизнес вынужден адаптироваться к новым условиям и роль отраслевой ассоциации естественным образом возрастает.



Наша справка



Бобрик Алексей Владимирович



Глава представительства компании BD (Бектон, Дикинсон энд Компани) в России и СНГ



До прихода в компанию BD в 2011 г. работал в Фонде «Открытый Институт Здоровья» и на протяжении последних десяти лет руководил реализацией крупных проектов по борьбе с ВИЧ/СПИД и туберкулезом, охватывающих более половины субъектов Российской Федерации. В рамках данных проектов он был инициатором ряда исследований по обеспечению инфекционной безопасности в ЛПУ и комплекса мероприятий по предотвращению профессионального заражения медицинских работников воздушно-капельными и гемоконтактными инфекциями.



Имеет степень кандидата медицинских наук, является автором более 80 публикаций по актуальным вопросам общественного здравоохранения и входит в состав ряда международных экспертных советов, направленных на борьбу с инфекционными заболеваниями.



КОМПАНИЯ BD



BD — ведущая международная компания, которая разрабатывает, производит и продает медицинское оборудование, изделия медицинского назначения, приборы и реагенты. Основные направления — разработка безопасных медицинских технологий, улучшение систем доставки лекарственных средств, совершенствование диагностики инфекционных заболеваний и рака, а также поддержка разработки новых лекарственных средств.



Головной офис компании, основанной в 1897 году, находится в США, штат Нью-Джерси, Франклин Лэйкс. Общая численность сотрудников — около 29 тыс. человек более чем в 50 странах мира. Компания сотрудничает с учреждениями здравоохранения, научно-исследовательскими лабораториями, взаимодействует с представителями фармацевтической индустрии, поддерживает проведение научных исследований, а также осуществляет свободные продажи населению.



В РФ компания работает с 1994 года.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

http://www.ria-ami.ru - Добавил paris в категорию Разное

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь