Разработан детский горшок с психологическим эффектом ускоренного формирования навыков туалета у ребенка

Разработан детский горшок с психологическим эффектом ускоренного формирования навыков туалета у ребенка



Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета



Известно, что привитие навыков пользования детским горшком является важным моментом в жизни ребенка. Трудности обучения навыкам гигиены обусловливают формирование различных психотравмирующих факторов как у ребенка, так и у его родителей, часто становятся причиной семейных конфликтов и даже нервных расстройств.

Для ускоренного формирования навыков туалета у ребенка, автором (Чаусовский Г., 2009) ранее была предложена инструментальная психотехника, конструктивно реализованная в виде «говорящего горшка» и основанная на использовании приставки к детскому горшку - акустического устройства, автоматически воспроизводящего голосом мамы слова-поощрения.

Новизной предлагаемой психотехнологии ускоренного формирования навыков туалета у ребенка является сочетанное использование как инструментальных приемов голосового поощрения, путем его озвучивания звуковоспроизводящим устройством при усаживании ребенка на горшок, так и, одновременно, автоматической игровой активации самостоятельной мотивации пользования горшком.

Конструктивное оформление разработки реализовано (см. фото) в виде обычного детского горшка, на наружной поверхности сидения которого закреплен миниатюрный тактильный сенсор, который при усаживании ребенка на горшок включает портативное устройство звукового воспроизведения предварительно сделанной голосом мамы звукозаписи слов поощрения: «Молодец, мой ребеночек!».

На днище горшка закреплены электродные датчики, которые при их увлажнении (при мочеиспускании или дефекации) включают размещенную перед горшком игрушку – электромеханический, машущий крыльями, светящийся и совершающий круговые движения красочный жучок. Электромеханическая игрушка (жучок) снабжена также включаемым при увлажнении датчиков днища горшка устройством периодического озвучивания под веселую детскую мелодию фразы - похвалы «Кто все делает в горшок, с тем играю я – жучок». Тем самым обеспечивается сочетанное применение психологических приемов похвалы и игровой активации мотивационных аспектов самостоятельного пользования детским горшком.

Предложенная разработка реализует следующий комплекс психологических приемов, способствующих ускоренному формированию у ребенка навыков туалета:

•одновременное воздействие (синхронизированное с усаживанием на горшок и последующим опорожнением кишечника или мочевого пузыря) на первую (голосовой информацией звукозаписей поощрительной смысловой направленности) и вторую (генерируемыми игрушкой визуальными и акустическими стимулами) сигнальные системы ребенка;

•активацию привыкания ребенка к горшку, не связанного с его «прямыми обязанностями»;

•осуществление своевременного использования приемов поощрения самостоятельного формирования навыков туалета путем автоматического включения звуковых стимулов при усаживании ребенка на горшок и игровых стимулов после опорожнения кишечника или мочевого пузыря;

•активацию у ребенка интереса к освоению туалетных гигиенических навыков путем синхронизации поведенческих аспектов самостоятельного пользования горшком и физиологических аспектов проблемы (понимания связи между сидением на горшке и опорожнением кишечника или мочевого пузыря) инструментальными приемами автоматического игрового и звукового поощрения;

•оптимизацию алгоритма приучения ребенка к горшку путем использования не малоэффективных принудительных мер, а инструментальных психологических приемов активации интереса к самостоятельному постоянному использованию горшка в нужный момент;

•профилактику формирования негативного отношения ребенка к горшку путем исключения использования при «горшочном обучении» различных принудительных мер;

•инициирование у ребенка на сознательном и подсознательном уровнях чувства удовольствия самому ходить на горшок;

•создание позитивного настроя у ребенка и родителей к проблеме «горшочного обучения»;

•трансформирование процесса приучения ребенка к горшку в процесс формирования у него ощущений чувств выполненного долга и собственной значимости, осознания своих возможностей сделать приятное родителям путем освоения новых навыков.

Известно, что «горшочная проблема» актуальна для большинства родителей малышей и процесс прививания туалетных навыков весьма длительный и трудоемкий, требует терпения и настойчивости, учета индивидуальных особенностей развития ребенка, его готовности к обучению.

Таким образом, предложенная разработка, основанная на использовании комплекса инструментальных психотехнологий для ускоренного формирования у ребенка навыков туалета, создает предпосылки для оптимизации решения этой проблемы на важном и ответственном этапе в жизни малыша, что способствует гармонизации некоторых будущих черт его характера, необходимых для успешности последующей адаптации в социум.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Добавил 7647869 3662 дня назад в категорию Психиатрия

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь