Понимание языка света в эстетической стоматологии.

Модификация цвета



 Для модификации цвета необходимо иметь достаточно простое и относительно недорогое оборудование: набор красителей для фарфора, качественные собольи кисточки, керамическую или стеклянную палитру для смешивания и печь для обжига реставраций.



 Достаточно иметь любую печь для обжига фарфора. Для глазурования потребуется вакуум или закрытый контур, но прибор должен обеспечивать автоматический точный контроль температуры и сигнализировать оператору о ее достижении.



 Процесс спекания фарфора зависит от времени и температуры, поэтому реставрацию можно изготовить быстрее при более высокой температуре либо выдерживать более длительное время при меньших температурах. Поскольку фарфор является продуктом тепловой обработки, то температура, при которой будет происходить его окончательное формирование, зависит от вида этого фарфора, количества обжита и применявшихся при этом температур. Для определения правильной температуры обработки визуально оценивают гладкость и блеск поверхности. В связи с появлением в последнее время низкотемпературной керамики стоматолог должен знать, какие материалы использовались в данной керамической реставрации.



 Выбор материалов осуществляется произвольно, но он должен происходить при кооперации усилий техника и врача. После выявления параметров цвета, который нужно модифицировать, и уяснения характера модификации процесс становится делом не только логики, но и искусства. Красители представляют собой оксиды металлов на модифицированной фарфоровой основе. Несмотря на то, что в большинстве наборов красителей используются одинаковые названия цветов, настоящие цвета могут широко варьироваться. Для получения необходимого цвета нередко используются красители из разных наборов. Марка фарфора или красителя не имеет большого значения. Большинство наборов красителей предлагают более широкий выбор цветов, чем необходимо. Наиболее часто используются оранжевый, желтый, фиолетовый, серый и коричневый цвета различных оттенков и концентрации, а также белый цвет различной прозрачности. Фиолетовый применяется для нейтрализации базового тона, уменьшения насыщенности и придания более серого вида (меньшей яркости), а также усиления эффекта прозрачности режущей части зуба. Коричневый при добавлении к преобладающему тону снижает яркость и увеличивает насыщенность пришеечной части зуба, Желтый и оранжевый полезны для изменения тона. Белый, серый, оранжевый и коричневый могут использоваться для придания зубу индивидуальных цветовых характеристик.



 Эта статья не является руководством по методике окраски поверхности реставраций, она только указывает на применяющиеся при этом принципы. После усвоения концепции тона, яркости и насыщенности и уяснения взаимосвязи между ними остается только приступить к практической деятельности и совершенствовать свои методики. Нет сомнений, что при внутреннем, а не поверхностном создании цвета получается наилучшая реставрация и этот метод наиболее предпочтителен. Поверхностная модификация должна использоваться для небольших улучшений изначального результата. Для того, чтобы стоматолог и техник могли общаться между собой и объединять свои усилия для достижения желаемых результатов, они должны понимать концепции тональности, яркости цвета и освещения и глубины насыщенности самого цвета.



 Прозрачность является важным фактором успешного воссоздания зубов. Для того, чтобы уметь передавать технику информацию о прозрачности режущего края, стоматолог должен иметь представление о процессе изготовления керамики и каким образом коронка будет связываться с имплантатом. Как правило, таким связующим звеном будет являться абатмент, который тоже будет влиять на характеристику светопроницаемости фарфорового тела реставрации. Также нужно учитывать радужный эффект, и большинство производителей фарфора выпускают радужные фарфоры для режущей части зубов. Рисунки, изображающие желаемое наслоение опенков в области режущего края и другие эффекты, помогают технику в работе. На них должен быть изображен не только фронтальный вид зубов, но и лабиально-лингвальное поперечное сечение с указанием толщины каждого слоя. Часто бывает, что оттенок пришеечной части выбирают по одной расцветке, а оттенок средней трети и режущего края — по другой. Такой индивидуальный подход занимает больше времени, предъявляет больше требований и к технику, и к стоматологу и приносит большее удовлетворение всем. Чтобы увидеть нее оттенки цвела, можно использовать увеличительное стекло, при этом зубы должны быть влажными. Когда они высыхают, то выглядят более светлыми и непрозрачными. Поэтому выбор цвета лучше всего проводить в начале посещения, а не в конце. Выбор цвета реставрации можно сделать более успешным, если регистрировать цвет дентина после удаления эмали, а также наличие любых гиперхроматичных участков.



 Влияние внешнего освещения на выбор цвета



 Существует множество факторов, которые мешают успешной имитации цвета с помощью керамики или других восстановительных материалов. Готовые расцвет ки обычно изготавливают из других материалов, чем реставрации. Различные фарфоры, имеющие одинаковое положение цвета в расцветке, будут отличаться по своему фактическому цвету. Расцветки сами по себе могут отличаться друг от друга, внося еще больший разнобой в цветовые характеристики объектов. Они часто оказываются толще, чем сам материал на коронке или винире. Все эти факторы усложняют проблему, так как цвет является результатом поглощения или отражения волн различной длины.



 Поскольку стоматолог и техник имеют дело с внешним видом зубов, а не с физическими величинами, то надо понимать, что один и тот же цветовой тон может быть составлен из различного состава волнового спектра. Например, зеленый цвет может быть как составным, из синего и жёлтого, так и базовым цветом, полученным волнами из зелёного участка цветового спектра. И в том и в другом случае этот зелёный цвет будет восприниматься глазом почти одинаково, но всё-таки, различия между ними будут. При этом, надо понимать, что очень большую роль, при восприятии любого цвета, будет играть ещё внешнее освещение. Естественный свет солнечного дня по своему волновому составу очень отличается от света лампы накаливания и флуоресцентного света. Вообще флуоресцентное освещение может быть очень различным по многим параметрам - по температуре цвета от 2700К до 20000 градусов по шкале Кельвина, по характеристикам цветопередачи (от 50 до 98). Волны определённой длинны (области спектра) могут не испускаться источником освещения, и соответственно, они так же не будут отражаться от зубов. То есть, зелёноватая тональность, присутствующая в зубе, при дневном освещении будет восприниматься совершенно по другому, нежели при тёплом спектре флуоресцентного или при лампах накаливания. Этому физическому явлению есть даже определённое название "метамерия".



 Эффект этого физического явления метамерии при выборе тональности зуба совершенно очевидна. Сами расцветки и колоры, зубы и материалы из которых будет производится восстановление, состоят из различных компонентой и имеют различные спектральные свойства. Поэтому свойства внешнего источника освещения, при выборе цветового тона, который следует получить в характеристиках восстановительных материалов, напрямую связан с эффектом метамерии. Это является ещё одной причиной для изготовления индивидуальных расцветок из того же материала, что и окончательная реставрация, так как они будут иметь одинаковые спектральные свойства. Пациент также должен понимать, что при одном освещении его реставрация, особенно центрального резца, может выглядеть хорошо, а при другом - не очень. Поэтому стоматолог может предложить провести выбор цвета при особом освещении. Многие пациенты способны проявить понимание в случаях, когда их предупреждали о подобной ситуации до начала лечения. Конечно, чем больше у стоматолога опыта, тем меньше возникает проблем.



 Если учитывать фактор метамерии, то значение освещения при выборе тоновой характеристики совершенно очевидно. Для того, чтобы определить всю цветовую гамму оттенков, которые зуб будет отражать при различных типах освещения, следует подбирать его на свету, в котором присутствует полный спектр видимого излучения. Наилучшим образом для этого подходит свет, который мы ощущаем в летний яркий полдень, но добиться в условиях искусственного освещения данные характеристики совершенно невозможно. Можно только приблизиться к таким параметрам.



 Стандартом является свет летнего полдня в ясный день, но обеспечить это почти невозможно. Спектр света дня зависит от времени суток (день или вечер), от наличия облаков, от влажности воздуха и от цветовой характеристики окружающих предметов и интерьера, от которых он отражается. Поэтому рекомендуется использовать флуоресцентное освещение, с высоким (более 90%) индексом цветопередачи, и температурой светового потока от 5000 до 6000 Кельвинов. Такой свет наиболее близок по своим характеристикам и полноте спектра к дневному свету.



 При рассматривании зубов в свете, содержащем ультрафиолетовые волны, они приобретают голубой оттенок. Голубой цвет на основе принципов дополнительного цвета действует как осветляющий фактор. Не вдаваясь в технические подробности, можно сказать, что голубой свет, излучаемый при флуоресценции, нейтрализует желтый, и вследствие этого зуб выглядит светлее. Поэтому источник света не должен иметь компонент, близкий к ультрафиолетовому.



 Очевидно, что выбор оттенка и подбор цвета является сложным процессом, который можно упростить только при понимании участвующих в нем факторов и осуществлении контроля на каждом этапе. В условиях отсутствия профессиональных стандартов стоматолог и техник должны работать вместе для того, чтобы понять основные принципы, научиться эффективно общаться и обеспечить контроль, необходимый для оптимизации результатов.


Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Добавил v.v. 2872 дня назад в категорию Стоматология

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь