Разработан ли оптимальный режим дозировки дексаметазона для профилактики бронхолёгочной дисплазии у недоношенных детей?

Системное послеродовое лечение дексаметазоном (ДМ) уменьшает риск бронхолёгочной дисплазии (ДЛБ) у недоношенных младенцев, но может быть связано с увеличением частоты нарушений психомоторного развития (ПМР). Несмотря на широкое использование ДМ, его оптимальная доза до настоящего времени не установлена.

Целью настоящего исследования стала сравнительная оценка результатов рандомизированных исследований по применению низких против высоких совокупных доз ДМ у недоношенных новорождённых.

Методы и ход исследования.

По электронным базам данных Medline (с 1966 г.), Embase (с 1974 г.), Cinahl (с 1982 г.) и Cochrane Library было проведено сравнительное изучение результатов всех доступных рандомизированных контолируемых исследований по применению более низких (≤ 2.7 мг/кг) доз ДМ (n = 4; группа НД) против более высоких ( > 2.7 мг/кг) доз ДМ (n = 2; группа ВД) у недоношенных младенцев, нуждавшихся в искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).

Оценивалась частота летальных исходов до 36 недель постменструального возраста (ПМВ) и до выписки из стационара, лёгочная заболеваемость и частота нарушений ПМР у пациентов обеих групп изучения.

Результаты.

6 исследований выполнили критерии включения для данного сравнительного обзора с общим количеством 209 младенцев. Авторы 5 из 6 исследований предоставили дополнительные данные о методах, вмешательствах, характеристиках пациентов и об отсутствующих параметрах результатов. Полное качество 5 работ было расценено как хорошее. Данные исследования Ramanathan и др. были недостаточными, чтобы провести надлежащую методологическую оценку.

Большинство исследований включало недоношенных младенцев с сопоставимым гестационным возрастом и весом при рождении, но имелись существенные различия в использовании пренатальных глюкокортикоидов и лечении экзогенными сурфактантами. Лечение ДМ было начато в умеренно ранний период (7 - 14 дней) во всех исследованиях, кроме изучения Malloy и др., в котором большинство младенцев получили ДМ между 2 и 3 неделей жизни.

Совокупные дозы располагались от 0,6 до 3,0 мг/кг в группе НД и от 1,9 до 7,9 мг/кг - в группе ВД.

Уменьшение совокупной дозы ДМ не оказало существенного эффекта на частоту летальных исходов до 36 недель ПМВ или до выписки в обеих группах. Более высокие дозы ДМ были более эффективны для снижения частоты БЛД, чем более низкие дозы (типичное отношение рисков [ОР]: 0,67; 95% доверительный интервал [ДИ]: 0,45 – 0,99; количество проанализированных исследований: 4; 95% ДИ: 2 - 118). Никаких существенных различий в частоте БЛД не было найдено у пациентов, получавших низкие дозы ДМ. Не было различий и в объединённом результате (БЛД и смерть), существенное снижение которого наблюдалось только у пациентов с высокими дозами ДМ (типичный ОР: 0,74; 95% ДИ: 0,55 -1,00; количество проанализированных исследований: 4; 95% ДИ: 2 - 58).

4 изучения сообщали о долгосрочных результатах ПМР у оставшихся в живых, включая от 66 % до 100 % младенцев, которым были беспорядочно назначены низкие или высокие дозы ДМ. Malloy и др. также представили долгосрочные оценки ПМР, но использовали изменённую оценку развития по Gesell, которая, как считается, не сопоставима с индексом умственного развития по Bayley (MDI), сообщённым в других изучениях.

Не было никаких существенных различий в частоте детского церебрального паралича между группами НД и ВД. Объединение этого результата со смертью до выписки из больницы не изменяло это обнаружение. Не было никакого существенного различия между группами в количестве младенцев с ценностями MDI < 2 SD или с нарушением зрения.

В группе ВД не было значительного уменьшения количества младенцев, которых невозможно было экстубировать на 3 - 7 день ИВЛ. В группе НД меньше младенцев имели проблемы с экстубацией на 3 - 7 день, но это различие не было статистически значимым. Продолжительность ИВЛ не была связана с дозой ДМ в обеих группах. Краткосрочные неблагоприятные эффекты в виде гипертонии и гипергликемии (но не сепсиса) были более частыми в группе ВД по сравнению с группой НД, но это различие достигло статистического значения только в низком диапазоне дозы ДМ.

Выводы.

Авторы исследования пришли к выводу, что настоящий обзор не позволяет определить оптимальную курсовую дозу ДМ.

По мнению авторов, включённые в данное исследование изучения имели недостаточный объём, значительно отличались по совокупной дозе ДМ, сопоставимости данных и взвешенным результатам ПМР. Кроме того, имело место использование глюкокортикоидов по жизненным показаниям вне протокола.

Авторы считают, что необходимо хорошо разработанное, мультицентровое, рандомизированное, контролируемое исследование для установления оптимального режима дозировки ДМ у недоношенных младенцев с риском БЛД.

Источник.

Wes Onland et al. Effects of higher versus lower dexamethasone doses on pulmonary and neurodevelopmental sequelae in preterm infants at risk for chronic lung disease: a meta-analysis. Pediatrics. July 2008; 122(1):92-101

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

http://www.medmir.com - Добавил medic в категорию Педиатрия

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь