Круглый стол, посвященный запрету рекламы лекарственных средств и биологически активных добавок



Комиссия по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты провела круглый стол для обсуждения законодательных инициатив: законопроекта депутатов Госдумы Игоря Лебедева и Якова Нилова о полном запрете рекламы в СМИ лекарственных средств и законопроекта депутата Госдумы Антона Белякова об аналогичной мере в отношении биологически активных добавок. Инициативы депутатов о практически полном запрете рекламы препаратов безрецептурного отпуска (ОТС) и биологически активных добавок (БАД) вызвали опасения со стороны представителей СМИ, общественных, правозащитных организаций и профессиональных ассоциаций.



Член Общественной палаты Валерий Фадеев отметил, что «законодатели считают возможным любой дискуссионный вопрос решать простым способом — запретом».



«Медиасреда уже потеряла рекламу табака, алкоголя, сейчас потеряем рекламу лекарственных средств. Объяснение того, что надо запретить рекламу, чтобы она никого не раздражала, очень простое, но оно ведет к сужению рекламных бюджетов медийных компаний. А между тем СМИ находятся в непростом финансовом положении. А именно финансовая независимость средств массовой информации является одним из факторов свободы слова. Именно поэтому мы должны продвигать сбалансированные решение с тем, чтобы различные профессиональные группы населения были удовлетворены», — заявил Фадеев.



«Медиасферу не может не волновать вопрос с запретом рекламы лекарственных препаратов, поскольку большая часть СМИ помимо просветительской миссии, несет еще и рекламные функции. Нельзя поддерживать непродуманные запретительные меры, поскольку именно запрет толкает людей к огромному количеству нарушений, и приводит к бесконтрольности. Я считаю, что главное: стимулирование разумного поведения, а не создание массовых запретов», — отметила вице-президент Медиасоюза Елена Зелинская.



Главный редактор ЗАО «Издательский дом журнала «Здоровье» Татьяна Ефимова подчеркнула, что «представленная законодательная инициатива под корень рубит все, что делалось последние 15 лет в здравоохраненческом просвещении».



«Главный довод законодателя: БАДы путают с лекарствами. Крайне странный довод, вряд ли нормальный человек будет лечиться биодобавками. Видимо, авторы законопроекта ориентируются на непросвещенную аудиторию. Второй довод авторов: реклама безрецептурных препаратов ведет к самолечению. Не секрет, что больше 30% населения США пользуются самолечением, притом, что уровень медицины выше, чем у нас. Самолечение — это не бич», — заявила она.



По мнению Ефимовой, «люди и без рекламы могут зайти в аптеку, спросить консультацию и купить препараты без рецепта».



«Законодательство, регулирующее рекламу препаратов у нас и без того очень жесткое. Поставлены все возможные запреты: запрет на имидж врача, обязательная ссылка на то, что БАД не является лекарством. Речь идет о плохом правоприменении, дело вовсе не в законе», — заключила она.



В свою очередь, президент Стоматологической Ассоциации России Владимир Вагнер поддержал идею запрета рекламы медикаментов.



«Странная ситуация сложилась сегодня и в просвещении и в рекламе. Закон „Об основах охраны здоровья граждан“ запретил специалистам рассказывать о свойствах тех или иных лекарств, поскольку здесь есть элемент коррупции и ангажемента. Получается, что просвещать людей могут только журналы о здоровье и телепередачи. Я не вижу никакой пользы в рекламе препаратов», — считает Вагнер.



С ним согласилась и профессор, заведующая кафедрой стоматологии общей практики факультета повышения квалификации стоматологов МГМСУ Людмила Максимовская.



«Понятие „потребитель“ не подходит по отношению к больным людям. У лекарств нет потребителей. Лекарства нельзя рекламировать, это не стиральный порошок. Речь идет о здоровье. К примеру, ни в одной цивилизованной стране нет рекламы зубных имплантов, а у нас есть. Полностью поддерживаю запрет на рекламу препаратов», — считает она.



Президент Российского отделения Международной рекламной ассоциации Борис Еремин отметил, что у рекламы есть важная социально-политическая роль.



«Это инструмент информационного обеспечения права выбора потребителя. Нельзя ущемлять потребителя в доступе к информации. В законе „О рекламе“ есть определение рекламы. Оно было изменено в 2006 году. То есть под рекламой можно понять любую информацию. То есть под это определение можно подогнать любую просветительскую деятельность. Стоит запретить рекламу хоть чего-то, не только лекарств, то мы сразу лишим потребителя права быть компетентным», — заключил эксперт.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

http://www.ria-ami.ru - Добавил Vien 4308 дней назад в категорию Фармакология

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь