Роль витаминно-минерального комплекса в терапии невынашивания беременности

Сидорова Ираида Степановна – член-корреспондент РАМН, профессор, доктор медицинских наук, зав. кафедрой акушерства и гинекологии ФППОВ ММА им. И.М. Сеченова,

Унанян Ара Леонидович – доктор медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии ФППОВ ММА им. И.М. Сеченова



Невынашивание беременности является одной из наиболее актуальных проблем в современном акушерстве и гинекологии, имеющей не только медицинское, но и социально-экономическое значение. Частота на сегодняшний день составляет 15-27% от общего числа всех выявленных беременностей (6,13). До 85% выкидышей приходится на долю первого триместра беременности, остальные 15% - прерывание во втором и третьем триместре.



Практически невынашивание беременности – это универсальный, интегрированный ответ женского организма на любое выраженное неблагополучие в состоянии здоровья беременной, плода, окружающей среды и многих других факторов. Понятие невынашивание беременности включает в себя самопроизвольное прерывание беременности в сроки от зачатия до 37 недель. Прерывание беременности в сроки от зачатия до 22 недель – называют самопроизвольным абортом (выкидышем). Прерывание беременности в сроке 22 – 37 недель называют преждевременными родами.



Этиология невынашивания чрезвычайно разнообразна и зависит от многих факторов. В настоящее время нет исчерпывающей классификации причин невынашивания беременности. По видимому, это обусловлено тем, что трудно свести в единую систему все многообразие причин, ведущих к прерыванию беременности. Самопроизвольный выкидыш часто является следствием не одной, а нескольких причин, действующих одновременно (13).



В настоящее время различают множество факторов, приводящих к возникновению невынашивания беременности: генетические; эндокринные; иммунологические (аутоиммунные, аллоиммунные); инфекционные; тромбофилические; патология матки (пороки развития, генитальный инфантилизм, гипоплазия матки, миома матки, аденомиоз, истмико - цервикальная недостаточность, внутриматочные синехии) и др.



Следует отметить, что, несмотря на, большое число факторов, способствующих невынашиванию беременности, действие их на конечном этапе однотипно и заключается в изменении функционирования клеточных и субклеточных структур, взаимосвязанных с процессами перекисного окисления липидов (ПОЛ) (10,12,19). Продуктам, образующимся в результате ПОЛ, в настоящее время отводится главная роль в механизме повреждения клеток (1, 3). При повышении ПОЛ активизируется сложная многокомпонентная антиоксидантная система (АОС) организма, которая защищает органы и ткани от избыточного переокисления (4).



АОС человека – это система, блокирующая образование высокоактивных свободных радикалов (активные формы кислорода). Продукция свободных радикалов, приводящая к окислению липидов клеточных мембран, является одним из наиболее мощных стимулов, повреждающих клетки и ткани (7,18).



Активные формы кислорода химически очень агрессивны: они повреждают белки и ДНК а, главное, вызывают перекисное окисление липидов (ПОЛ) - процесс, ведущий к тяжелому повреждению мембран.



Итак, учитывая универсальный характер взаимодействия активных форм кислорода, ПОЛ, большое значение при оценке состояния больных с невынашиванием беременности уделяется антиоксидантной системе организма. Следует также отметить, что между показателями ПОЛ и иммунного статуса существуют корреляционная взаимосвязь, свидетельствующая о том, что структура и функция клеток иммунной системы зависит от баланса про- и антиоксидантных систем организма.



Н.Н. Крайнова, Т.Е. Азарнова, В.И. Розина в собственных исследованиях показали, что при физиологически протекающей беременности ПОЛ и АОС устанавливаются на новом, более высоком уровне, который отражает компенсированный процесс адаптации организма беременной женщины (9). Однако уровень реактивных радикалов остается стабильным, что обусловлено нарастанием активности основных антиоксидантных ферментов (11,16).



По мнению Т.П. Князевой угроза прерывания беременности является стрессовой ситуацией для организма, при котором происходит смещение окислительно-оксидантного равновесия в направлении доминирования активации ПОЛ, что требует медикаментозной коррекции антиоксидантами (6).



Согласно результатам исследования, полученным Е. Р. Плехановой, применение витаминно-минерального комплекса способствует нормализации уровня ПОЛ, на фоне приема наблюдается тенденция к снижению содержания продуктов ПОЛ в сыворотки крови у больных с невынашиванием беременности, что ведет к нормализации окислительно-антиоксидантного равновесия (12). По данным автора  при индивидуальном попарном сравнении полученных показателей с нормой выявлена тенденция к стабилизации клеточных мембран эритроцитов у пациенток с угрозой прерывания беременности, принимавших витаминно-минеральный комплекс, что свидетельствует о стабилизации АОС крови, а у 95% пациенток с угрозой прерывания беременности при проведении комплексной терапии, в которую входили витамины и минералы, отмечено устранение симптомов угрозы преждевременных родов и пролонгирование беременности до 40 нед.



Итак, очевидно, что стимуляция естественных антиоксидантных систем, привнесение экзогенных антиоксидантов – один из ключевых моментов комплексной консервативной терапии и профилактики невынашивания беременности. Для предотвращения или коррекции оксидативного стресса применяются различные антиоксиданты, витаминно-минеральные комплексы, обладающие разной силой защитного ответа. В ряду известных натуральных и синтетических антиоксидантов, помимо витаминов E и С, известны бета-каротин, ряд микроэлементов (селен) и др.



Витамин Е сильнейший антиоксидант, препятствующий образованию токсических биохимических продуктов в крови (вследствие перекисного окисления), способствует снижению активности окислительного стресса, стабилизирует клеточную мембрану, защищает клеточные структуры от разрушения свободными радикалами, регулирует синтез белков и пролиферацию клеток, участвует в биосинтезе гема, улучшает процессы тканевого дыхания, активирует синтез белка, иммуноглобулинов и факторов неспецифической защиты (20).



Витамин А участвует в окислительно-восстановительных процессах, регуляции синтеза белков, способствует нормальному обмену веществ, функции клеточных и субклеточных мембран. По данным некоторых авторов данный витамин способствует нормальному метаболизму стероидных гормонов (2).



Витамин А поступает в организм в виде каротиноидов и ретинола. Каротиноиды, наибольшее значение из которых имеет бета-каротин, в результате метаболических превращений в печени образуют витамин А. Необходимо отметить, что в связи с риском передозировки и интоксикации при продолжительном применении препаратов витамина А, целесообразно использование бета-каротина, так как он не обладает токсическими эффектами при накоплении в организме. Превращение бета-каротина в биологически активную форму витамина А происходит лишь в необходимых организму количествах. Также следует отметить, что усвоение витамина А зависит от содержания жиров в диете и состояния желудочно-кишечного тракта, что в свою очередь делает предпочтительнее прием водорастворимых форм витамина, обладающих высокой биодоступностью (5).



Витамин С является мощным антиоксидантом, играет важную роль в регуляции окислительно-восстановительных процессов, участвует в синтезе внеклеточного матрикса, в обмене фолиевой кислоты и железа, а также в синтезе стероидных гормонов и катехоламинов (17).



Селен - мощный антиоксидант, контролирующий процесс перекисного окисления липидов, и защищающий клетки от разрушающего действия свободных радикалов. Селен играет важную роль в работе ферментов. Он является составной частью фермента глютатионпероксидаза. Селен и глютатионпероксидаза ослабляют негативное действие свободных радикалов, активизируют иммунную защиту, влияют на образование антител (2,15).



По данным многоцентровых исследований дефицит фолата ведет к нарушению синтеза нуклеиновых кислот и белка, следствием чего является торможение роста и деления клеток, что существенно повышает риск возникновения врожденных пороков, обусловленных дефектами нервной трубки, гипотрофии и недоношенности, а также к увеличению частоты невынашивания беременности (8, 14, 15).



Необходимо отметить, что отсутствие значимых побочных эффектов при приеме большинства синтетических витаминов и минералов еще один важный факт, позволяющий дополнительно аргументировать целесообразность применения антиоксидантных препаратов в процессе комплексной консервативной невынашивания беременности.



Следует также отметить, что применение витаминно-минеральных комплексов при невышивании беременности обусловлено не только коррекцией антиоксидантного статуса, но и в связи с ростом плода и увеличением собственной массы тела материнского организма, необходимого для обеспечения развития плода, требующей дополнительных затрат энергии, вследствие чего потребность организма беременной женщины в витаминах и минералах резко повышается.



Итак, в связи с вышеперечисленным представляется вполне оправданным применение комплекса витаминов и минералов с антиоксидантным действием для профилактики и терапии невынашивания беременности.



Ряд исследований проведенных на высоком методологическом уровне с применением современных методик, показали, что применение витаминоминеральных и поливитаминных комплексов нередко сопровождается взаимодействием компонентов, ухудшающих всасывание или обмен витаминов в организме (14,15). Следует отметить, что существует три типа взаимодействия витаминов и минералов (нейтральный, аннигиляция, синергизм), из них особенно эффективным является синергетическое взаимодействие, при котором имеет место взаимное усиление полезных свойств каждого из элементов комплекса, то есть максимально эффективным витаминно-минеральным комплексом следует считать препарат, объединяющий синергетические эффекты при исключении антагонизма микронутриентов.



Следует отметить, что после прохождения этапа желудочно-кишечного всасывания в систему гомеостаза микроэлементы могут взаимодействовать между собой на биологическом уровне независимо от взаимодействия при абсорбции, что может приводить как к синергизму, так и к антагонизму по конечному результату физиологического эффекта.



Для того чтобы усвоение компонентов витаминно-минерального комплекса было максимальным, необходимо исключить отрицательные (антагонистические) взаимодействия микронутриентов и учесть положительные (синергические) взаимодействия. Наиболее рациональный для этого способ - разделение приема микронутриентов в течение дня (15).



Таким образом, с учетом особенностей антиоксидантной системы в патогенезе невынашивания беременности, использование витаминно-минеральных комплексов является обоснованным, безопасным и действенным способом дополнительной фармакологической коррекции. Следует отметить, что особо эффективным является комплексное назначение комплексных витаминно-минеральных препаратов, содержащих весь набор антиоксидантныхов препаратов(бета-каротин, витамины С, Е и селен), так как при этом происходит не только суммация эффектов, но и синергетическое действие с усилением положительных влияний, связанное с наличием в организме единой системы антиоксидантной защиты, в том числе направленной на профилактику невынашивания беременности.



Список литературы



1. Агаджанова Л.М. Перекисное окисление липидов и антиоксидантный статус в системе мать-новорожденный при физиологической беременности и беременности с урогенитальной инфекцией в анамнезе. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Ереван, 1999.

2. Баскаков В.П., Цвелев Ю.В., Кира Е.Ф. Эндометриоидная болезнь. -СПб.: ООО «Издательство Н-Л». – 2002. – 452 с

3. Бурмистров С.О., Опарина Т.И., Прокопенко В.М. и др. Показатели процесса деградации белков и антиоксидантной системы при нормальной беременности. Акуш. и гинекол. 2001; 6: 17-20.

4. Владимиров Ю.А. Биофизика. 1987; 32 (5): 830-44.

5. Ключников С.О., Гнетнева Е.С., Нечаева Н.Л. Микронутриенты витамин А и бета-каротин. Целесообразность применения. // Педиатрия. 2007;6.

6. Князева Т.П. Угроза прерывания беременности и значения в системе антиоксидантной защиты в диагностике и профилактике. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Барнаул, 1997.

7. Коваленко Т.Д., Саркисян О.Г. // Роль антиоксидантной ферментативной системы в патогенезе миомы матки // Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Молодежь и наука: итоги и перспективы» 2006 г. стр. 81

8. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Лукоянова О.Л., Витамины в питании кормящей женщины и ее ребенка, Гинекология, т. 4, №4, 2002

9. Крайнова Н.Н., Азарнова Т.Е., Розина В.И. и др. Биохимические изменения в фетоплацентарной системе мать-плацента-плод в процессе подготовки организма женщины к родам при осложненной беременности. Вестн. рос. ассоц. акуш. и гинекол. 1998; 3: 25-7.

10. Ланкин В.З., Тихазе А.К., Беленков Ю.Н. Антиоксиданты в комплексной терапии атеросклероза: pro et contra. М.: Медипрактика-М, 2003; 40.

11. Нагайцев В.М. Значение показателей оксидантного состояния и активности антиоксидантных энзимов при преэклампсии. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2000.

12. Плеханова Е.Р. Антиоксиданты в комплексной терапии угрозы преждевременных родов // Журнал для практических врачей «Гинекология». – Том 09/N 1/ 2007

13. Сидельникова В.М. Привычная потеря беременности. М.: Триада, 2002; 268-76.

14. Стрижаков А.Н., Буданов П.В. Cинергичная витаминотерапия – основа оптимизации предгравидарной подготовки и ведения беременных Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии, 2006

15. Ших Е.В. Эффективность витаминно-минеральных комплексов с точки зрения взаимодействия микронутриентов Фармацевтический Вестник №37 (358), 2004

16. Brandes RP, Koddenberg G, Gwinner W et al. Role of increased production of superoxide anions by NAD(P)H oxides and xanthine oxidase in prolonged endotoxemia. Hypertension 1999; 33 (5): 1243-9.

17. Brown DJ, Goodman J. A review of vitamins A, C, and E and their relationship to cardiovascular disease. // Clin Excell Nurse Pract. 1998 Jan;2(1):10-22.

18. Burdon R., 1995. Superoxide and hydrogen peroxide in relation to mammalian cell proliferation. Free Radical Biol. Med. 18, pp. 775–794.

19. Faller DV. Endothelion cell responses to hypoxic stress. Clin Exp Pharmacol Physiol 1999; 26 (1): 74-84.

20. Thabet MA, Chan JC. Vitamin E in renal therapeutic regiments. // Pediatr Nephrol. 2006 Dec;21(12):1790-801

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

http://www.medlinks.ru - Добавил med2ru в категорию Гинекология

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь