Мониторинг Росздравнадзора показал низкую эффективность системы закупок, проводимых в регионах за счет бюджетных средств

Росздравнадзор проанализировал данные мониторинга ценовой и ассортиментной лекарственной доступности за IV квартал и 2009 год в целом.

Данные мониторинга показали, что в IV квартале 2009 г. по сравнению со III кварталом 2009 г. сохраняется стабильная ситуация с ценами на лекарственные препараты, как в амбулаторном, так и в госпитальном секторах фармрынка. При этом в амбулаторном секторе наряду с некоторым снижением розничных цен наблюдалась стабилизация уровня закупочных цен (снижение на 0,01%). В IV квартале по сравнению с III произошло снижение цен на препараты амбулаторного сегмента стоимостью менее 500 руб. на 0,29%. На лекарственные препараты с начальной стоимостью более 500 руб. за период III-IV кварталы 2009 г. отмечено снижение цен на 0,61%. Стоимость импортных препаратов амбулаторного сегмента в IV квартале по сравнению с III снизилась на 0,08%, в то время как отечественные лекарственные средства подорожали на 0,52%.

В течение мониторируемого периода прослеживалась четкая тенденция к снижению величины торговой надбавки. Так, в среднем по РФ, в IV квартале 2009 г. она составила 25,23% (в III квартале - 25,74%).

Препараты госпитального сегмента в IV квартале в сравнении с III кварталом 2009 г. подорожали на 2,06%. При этом уровень цен на препараты госпитального сегмента стоимостью менее 500 руб. поднялся на 0,35%, а с начальной стоимостью свыше 500 руб. повысился на 0,90%. Импортные препараты госпитального сегмента показали рост в IV квартале по сравнению с III кварталом на 1,49%, при этом на отечественные препараты цены в среднем по России снизились на 2,96%.

В целом при анализе мониторинга цен на лекарства в 2009 г. выявлено, что в период с января по май удорожание лекарственных средств в амбулаторном сегменте фармрынка составило 11,86%. В дальнейшем ситуация с ценами стабилизировалась. Так, в III квартале относительно II квартала отмечено снижение цен на 0,52%, а в IV по сравнению с III - цены снизились на 0,45%. Увеличение цен лекарственных препаратов амбулаторного сегмента за 2009 год составило 10,89%.

В госпитальном сегменте фармрынка рост стоимости лекарственных средств в период с января по май 2009 г. составил 12,53%, в III квартале - 1,48% и в IV - 2,06%. Таким образом, в 2009 г. цены на лекарственные препараты госпитального сегмента выросли на 16,07%.

Вопреки прогнозам в ходе мониторинга в 2009 году не отмечено снижения числа организаций, занимающихся ввозом и производством лекарственных средств. Количество организаций, занимавшихся регистрацией деклараций соответствия, практически не изменилось. Общее количество задекларированных упаковок 2009 г. также практически соответствует уровню 2008 г.

Сопоставление цен на идентичные лекарственные средства, присутствующие в амбулаторном и госпитальном сегментах фармацевтического рынка, как и в предыдущие периоды, показало, что цены в амбулаторном сегменте в большом проценте случаев оказывались ниже цен на те же лекарственные средства в госпитальном сегменте (несмотря на оптовый характер закупок, осуществляемый в ходе аукционов или электронных торгов). Данное наблюдение продемонстрировало достаточно низкую эффективность системы закупок, осуществляемых в регионах за счет бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством. Цены на лекарственные средства в ЛПУ преобладают, в ряде случаев значительно, над ценами на те же самые лекарственные средства в аптечных учреждениях. Определены значительно опережающие темпы роста стоимости лекарственных препаратов в ЛПУ, чем в аптечных, несмотря на то, что препараты госпитального сегмента закупаются в значительно больших объемах, на более длительные сроки и по другим правилам, нежели в аптечных учреждениях.

Отмеченный в конце 2008 г. – начале 2009 г. рост цен на лекарственные средства был вызван не столько объективными причинами роста курсовой стоимости валют, сколько несовершенством действовавшей до настоящего времени нормативной базы, регулировавшей ценообразование на лекарственные средства, в т.ч. из перечня ЖНВЛС. Возможным фактором роста стало несовершенство методики разработки и применения утверждаемых субъектами РФ оптовых и розничных торговых надбавок. Это позволяло организовывать сколь угодно длинные торгово-проводящие цепочки, т.к. в большинстве субъектов торговая надбавка применялась к цене продажи последнего поставщика. Лишь малая доля лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛС имела зарегистрированную цену.



Руководитель Росздравнадзора, Николай Юргель:

Проводимый Росздравнадзором мониторинг ценовой и ассортиментной доступности позволил привлечь особое внимание к сложившейся ситуации в области ценообразования на лекарственные средства, в т.ч. и высшего руководства страны и субъектов РФ. Результатом проводимой работы стала стабилизация, а в некоторых случаях и снижение стоимости лекарственных средств.

Постановление Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» обязывает регистрировать предельные отпускные цены на все ЖНВЛС, запрещает обращение лекарственных средств на фармацевтическом рынке без зарегистрированной цены, обязывает применять торговые надбавки к ценам производителей.

В новых условиях значение оперативного мониторинга существенно возрастет. Для повышения эффективности мониторинга и оперативного принятия управленческих решений необходимо осуществлять контроль ассортиментной и ценовой доступности всех ЖНВЛС, а также наделить органы управления здравоохранения субъектов РФ или ТУ Росздравнадзора полномочиями по контролю за полнотой и правильностью предоставления информации.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

http://pharmvestnik.ru - Добавил medic в категорию Фармакология

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь