При нормальном отношении дислексия не станет проблемой



Ольга Людва | Семейный гештальт-терапевт



Рассказывает, нужно ли детей, страдающих дислексией, отдавать в обычную школу.



"На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, проблемы в школе, связанные с неадекватностью восприятия ребенка в коллективе, возможны практически по любому поводу, для этого не нужны ни физические, ни психические недостатки.



Подобные трудности возникают из-за такого широкого спектра причин, начиная с непредсказуемых настроений учительницы, и заканчивая пристрастиями родителей в одежде, что предсказать успех или неудачу ребенка в коллективе, не зная заранее, какой это коллектив и какой учитель его ведет, практически невозможно. Дислексия же только увеличивает вероятность проблем.



С другой стороны, в школе, особенно в младших классах, очень важная, если не первостепенная роль в том, как ребенка будут воспринимать в коллективе, принадлежит двум людям: учителю и ребенку. Учитель может настроить класс "за" или "против" ребенка с дислексией, может воспользоваться случаем привить детям толерантность к другим, отличным от них людям, или выместить свое раздражение на заведомо "виновном" ученике.



Поэтому первый вопрос, который стоит задать, решая, обучать детей совместно или нет, - это квалификация педагогов. Здесь, я думаю, свое слово должны сказать родители, выбирая школу и класс (то есть классного руководителя) своему ребенку.



Ребенок же, в свою очередь, может относиться к себе как к больному, неполноценному человеку, либо воспринимать свою болезнь как особенность, вроде цвета волос или тембра голоса. И то, и другое отношение будет воспринято и одноклассниками, и (хотя бы в какой-то мере) учителем, как нормальный и главный способ отношения к этому ребенку.



А отношение ребенка к себе формируется родителями, их отношением к нему и его болезни, их ожиданиями относительно того, как его примут в школе. Именно отношение родителей имеет значение. Даже если на словах они убеждают ребенка, что у него все будет хорошо и он должен вести себя уверенно, но сами при этом воспринимают его дислексию в качестве проблемы, а его адаптацию в школе - как тяжкое испытание, то ребенок воспримет именно отношение, а не слова.



И еще несколько слов про пользу и вред раздельного и совместного обучения. При раздельном обучении дети с дислексией окажутся в своего рода парнике. Да, вероятно, они будут чувствовать себя комфортно, не приобретут психологических проблем, связанных с дислексией. Такое устройство обучения будет гораздо проще и для учителей, и для родителей. Но при этом они окажутся отрезаны от остальных детей, не научатся общаться с теми, кто отличается от них, будут замкнуты на себе подобных.



Выйдя из этого парника, дети-дислексики столкнутся с иной реальностью, где окружающие совсем не так относятся к их болезни, как они привыкли, и что с этим отношением делать, они не будут знать. Это может нанести выпускнику школы психологическую травму, сопоставимую с неадекватным восприятием в школе.



Вместе с тем, при совместном обучении остается проблема отношения детей и учителей к дислексикам, которая может быть решена описанными выше способами, требующими зачастую огромных усилий и от родителей, и от учителей".

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

http://www.meddaily.ru - Добавил Viza 4527 дней назад в категорию Педиатрия

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь