Точная диагностика плевральных транссудатов при сердечной недостаточности

В общеклинической практике нередко возникают трудности при дифференциальной диагностике плевральных транссудатов и экссудатов. Для этой цели испанские ученые оценили диагностическую точность определения содержания в плевральной жидкости мозгового натрийуретического пептида (МНП), N-терминального фрагмента предшественника МНП (NT-проМНП) и рецептора интерлейкина-1 ST2. Все эти биомаркеры повышаются при миокардиальном стрессе, и их содержание в сыворотке крови коррелирует с тяжестью сердечной недостаточности (СН).

Методы и ход исследования.

Исследователи выполнили ретроспективный анализ пополняемой базы данных пациентов с плевральным выпотом. Включено 90 больных с СН и 91 пациент с несердечной причиной выпота, которые были обследованы в 2001–2004 гг. и 2007–2008 гг. Образцы плевральной жидкости были центрифугированы при 4ºС, супернатант был заморожен и сохранен при -80ºС до исследования биомаркеров. Диагноз СН основывался на Фремингемских критериях. Диагностика плевральных выпотов другой этиологии (печеночной, парапневмонической, злокачественной, туберкулезной, вследствие легочной эмболии) проводилась по общепринятым критериям. Для дифференцирования транссудата и экссудата использовались стандартные критерии Р.Лайта (R.Light)*.

Определение биомаркеров в плевральной жидкости выполнялось лаборантами без знания клинической информации больных и соответственно этиологии плеврального выпота. NT-проМНП определялся методом моноклональной электрохемилюменисценции (Elecsys proBNP II; Roche Diagnostics; Германия), МНП – автоматическим двухстадийным сэндвич-методом иммуноферментного анализа (Advia Centaur BNP; Siemens Healthcare Diagnostics; США), ST2 – сэндвич методом ELISA (MBL Medical & Biological Laboratories; Япония).

Диагностическая точность тестов оценивалась площадью под операторской характеристической кривой (AUC). Для каждой ROC-кривой диагностические отрезные значения конкретного теста определялись при максимальной сумме чувствительности и специфичности биомаркера для диагностики СН.

Результаты.

Из внесердечных причин плеврального выпота 40 были параканкрозными, 15 – парапневмоническими, 11 – туберкулезными, 10 – на фоне цирроза печени, 15 – другой этиологии (на фоне легочной эмболии – 12; гемоторакс – 1, синдром Дресслера – 1, индуцированный лекарствами – 1). Средняя концентрация NT-проМНП оказалась значительно выше у пациентов с СН, чем у больных с несердечным выпотом (6203 против 182 пг/мл соответственно; р < 0,001), также как и концентрация МНП (348 против 30 пг/мл соответственно; р < 0,001). В то же время различия в уровнях ST2 между больными с сердечным и несердечным плевральным выпотом едва достигли статистической значимости (0,33 против 0,22 нг/мл соответственно; р=0,04).

Диагностическая точность диагностики СН оказалась наибольшей для NT-проМНП в отрезных значениях для разделения сердечного и несердечного выпота 1300 и 1500 пг/мл (AUC=0,96), затем – для МНП в отрезном значении 115 пг/мл (AUC=0,90). Диагностическая точность ST2 оказалась низкой (AUC=0,59), а дифференцировка этиологии выпота в лучшем значении 0,15 нг/мл – невозможной из-за чувствительности 78% и специфичности 42%. Кроме того, уровни ST2 были значительно повышены у 10 пациентов с плевральным выпотом печеночной этиологии. Уровни NT-проМНП и МНП были линейно связаны друг с другом (коэффициент корреляции r=0,78; р < 0,001). Но ни один из натрийуретических пептидов не продемонстрировал линейной зависимости с ST2.

Поправка на пол, возраст и креатинин сыворотки крови не оказала влияния на точность NT-проМНП в диагностике СН. Для МНП наилучшими отрезными значениями оказались: 1) > 40 пг/мл для женщин моложе 75 лет (AUC=0,88); 2) > 80 пг/мл для женщин старше 75 лет (AUC=0,90); 3) > 115 пг/мл для мужчин моложе 75 лет (AUC=0,87) и старше 75 лет (AUC=0,98). Только в последней подгруппе больных точность МНП была сопоставимой с точностью NT-проМНП (р=0,16).

Из 20 сердечных выпотов, неправильно классифицированных как экссудат по критериям Р.Лайта, в 18 и 16 случаях отмечены уровни NT-проМНП > 1300 и 1500 пг/мл соответственно, и в 18 и 14 случаях – МНП > 75 и 115 пг/мл соответственно. Напротив, отношение белка выпота к белку сыворотки крови (сывороточно-плевральный белковый градиент) правильно определило только 10 из этих выпотов.



Выводы.

Концентрация NT-проМНП в плевральной жидкости позволяет очень точно диагностировать транссудат, вызванный СН. В данной ситуации диагностическая точность NT-проМНП выше, чем МНП.

Ученые полагают, что определение NT-проМНП в плевральном выпоте следует проводить только в случаях его неясной этиологии после стандартной клинико-лабораторной оценки. Более важно, что определение NT-проМНП может решить проблему неверно диагностированных по критериям Р.Лайта сердечных выпотов значительно лучше, чем рекомендуемое определение отношения белка выпота к белку сыворотки крови.

Источник.

Porcel J.M., Martínez-Alonso M., Cao G/ et al. Biomarkers of heart failure in pleural fluid. Chest. September 2009;136(3):671-7.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

http://www.ncbi.nlm.nih.gov - Добавил medic в категорию Кардиология

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь