День борьбы с сексом





1 декабря в 21-й раз отмечается Всемирный день борьбы с ВИЧ/СПИДом. За прошедшие с момента начала эпидемии годы кое-что изменилось в лучшую сторону. Благодаря появлению эффективных лекарств, продолжительность жизни пациентов с ВИЧ возросла на десятки лет. Более того, по данным ООН и ЮНЭЙДС, темпы распространения инфекции в мире существенно замедлились. Впрочем, эта умеренно оптимистичная статистика международных организаций пока не относится к России.



Медленно, но верно



По последним данным ООН и ЮНЭЙДС в настоящее время в мире зарегистрировано около 33,4 миллиона носителей ВИЧ-инфекции (31 миллион по оптимистичным оценкам, 35 по наиболее неблагоприятным). По сравнению с 2008 годом прирост числа инфицированных составил всего несколько сотен тысяч человек – это значительно меньше, чем в предыдущие годы и десятилетия. Эту отрадную тенденцию можно объяснить двумя способами. Вполне вероятно, что усилия международного сообщества по борьбе с эпидемией в наиболее проблемных регионах мира, в первую очередь, в Африке южнее Сахары, наконец, начали приносить реальные результаты. В то же время непосредственно отвечающие за борьбу с ВИЧ организации с готовностью признают, что выявленное замедление обусловлено естественным ходом развития эпидемии, пик которой был пройден еще в прошлом десятилетии. Как бы то ни было, число носителей ВИЧ во всем мире продолжает увеличиваться, хотя и не так быстро, как в предыдущие годы. По данным ЮНЭЙДС, в 2008 году вирусом иммунодефицита было заражено от 2,4 до 3 миллионов человек. Около 2 миллионов умерли от заболеваний, связанных со СПИДом.



Пока человечество не получило вакцины против ВИЧ, единственными методами борьбы с эпидемией остаются своевременная диагностика, обеспечение доступности антиретровирусных препаратов, а также стандартные меры для профилактики инфекции, которая передается половым путем и через кровь: использование стерильного инструментария при медицинских вмешательствах, контроль безопасности донорской крови и ее компонентов, разъяснительная работа и распространение средств защиты в группах риска (социально неустроенные слои населения, мигранты, проститутки, наркоманы, гомосексуалисты). Таков набор профилактических мер в большинстве стран. Но не везде.



Один из ста



Число случаев ВИЧ-инфекции, выявленных на территории Российской Федерации начиная с 1989 года, превысило 500 тысяч. В настоящее время, по данным главного санитарного врача Геннадия Онищенко, в живых остаются около 300 тысяч носителей вируса. Впрочем, иностранные эксперты полагают, что реальное число инфицированных может значительно превышать официальные данные. По оценкам ЮНЭЙДС и ООН в России вирусом иммунодефицита инфицировано более 1 процента населения, то есть около 1,4 миллиона человек.



Группа риска



Главной движущей силой эпидемии ВИЧ в России остается инъекционное введение наркотиков. По данным Геннадия Онищенко, в прошлом году число заразившихся таким образом россиян увеличилось с 63 до 65 процентов. В такой ситуации международные организации настоятельно рекомендуют правительству РФ усилить профилактику ВИЧ-инфекции среди потребителей наркотиков: наращивать разъяснительную работу среди наркоманов, увеличить число программ обмена шприцев и игл, наконец – снять запрет на заместительную опиоидную терапию метадоном. Однако у российского Министерства здравоохранения и социального развития собственный взгляд на проблему.



В министерстве неоднократно заявляли о нежелании взять на себя поддержку программ профилактики ВИЧ в группах риска, которые до последнего времени осуществлялись в России на деньги Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИДом. По данным Фонда, за несколько лет действия этих программ – в первую очередь речь идет об обмене шприцев и раздаче презервативов - в ряде наиболее проблемных регионов России удалось существенно замедлить темпы распространения ВИЧ-инфекции. В свою очередь, Минздравсоцразвития заявляет, что программы Фонда были неэффективными, оставляя, впрочем, без ответа просьбы обосновать эти заявления статистическими данными.



Что касается заместительной опиоидной терапии, то накануне дня борьбы со СПИДом российские власти устами Геннадия Онищенко еще раз заявили о том, что рассматривают медицинское применение метадона как одну из форм распространения наркомании.



Возможно, стоит напомнить, что цель заместительной опиоидной терапии заключается в том, чтобы сделать неизлечимо больных наркоманией менее опасными для остальных членов общества. Такой подход признан эффективным и рациональным не только в ЕС, но и в таких далеких от западного либерализма странах, как Китай и Иран, где метадон в государственных клиниках получают тысячи наркозависимых.



Отсутствие в России внятных планов по работе с уязвимыми для ВИЧ-инфекции группами населения может обернуться непредсказуемыми последствиями. Наркоманов технически невозможно изолировать от общества: так или иначе они контактируют с законопослушными гражданами, причем иногда весьма близко. На недавно прошедшей в Москве конференции по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии приводились результаты исследования в Санкт-Петербурге, согласно которым более половины женщин с ВИЧ-инфекцией, выявленной во время беременности, не употребляли наркотики сами, но вступали в интимные отношения с партнерами, которые, по их мнению, могли быть наркоманами.



Еще раз о семейных ценностях



В последнее время в России активно внедряется альтернативный метод профилактики ВИЧ-инфекции – пропаганда традиционных семейных ценностей. Именно таким образом, согласно одобренному Мосгордумой законопроекту, собираются отныне бороться с ВИЧ/СПИДом в столице РФ. Образец для подражания, который избрали отечественные поборники нравственности, хорошо известен – это американские ”программы воздержания”, пользовавшиеся большой государственной поддержкой в годы правления Джорджа Буша-младшего.



Впрочем, самым большим полигоном для отработки методов борьбы с ВИЧ посредством целомудрия оказалась Африка, где большая часть профилактических программ осуществляется на американские деньги и к тому же при активном участии волонтерских религиозных организаций. Тем не менее, наиболее крупная из действующих а Африке благотворительных программ, Инициатива президента США по облегчению ситуации с ВИЧ/СПИДом (PEPFAR), основана на компромиссном варианте, при котором активная пропаганда семейных ценностей сопровождается не менее активной пропагандой безопасного секса: это так называемые программы ABC – воздержание от секса до брака, верность в браке, использование презервативов (Abstain, Bе faithful, Condomise).



Некоторое время назад, в рамках курса Thomson Reuters Foundation, автору удалось пообщаться с координатором программы PEPFAR в Кении Уорреном Бакингемом (Warren W. Buckingham). На вопрос об эффективности стратегии ABC господин Бакингем сообщил, что специальных исследований результативности профилактических мероприятий PEPFAR в Африке пока не проводилось, однако существуют данные о том, что в США попытки сократить рискованное сексуальное поведение подростков с помощью пропаганды воздержания оказались безрезультатными. Кроме того, координатор PEPFAR заявил буквально следующее: “Воздержание невозможно, а верность в браке соблюдать тяжело” (A is impossible and B is difficult). Эффективность третьей части комплексной программы PEPFAR у Бакингема сомнений не вызывает. Возможно, потому, что о качестве его работы судят по изменению числа ВИЧ-инфицированных, а не по соответствию “генеральной линии”.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

http://medportal.ru - Добавил ignat в категорию Инфекционные болезни

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь