Обзор фармрынка Беларуси: I полугодие 2007 г

Первое полугодие 2007 г. для фармрынка Беларуси в целом можно охарактеризовать как период восстановления темпов роста примерно до уровня динамических показателей 2005 г.

Прирост в стоимостном выражении в среднем по рынку составил около 23,3%, причем наибольший прирост наблюдался в розничном сегменте рынка (30,31%); он был обусловлен, в первую очередь, повышением средней цены проданной упаковки ЛС, а не увеличением количества проданных упаковок. Особенно заметно увеличение средней цены проданной упаковки у зарубежных производителей. Отечественные производители менее значимо использовали фактор повышения покупательной способности населения и наращивали объемы продаж в большей степени за счет увеличения количества продаваемых упаковок.



Более 75% всего объема продаж в стране приходится на препараты, средняя расчетная отпускная цена[1] (РОЦ) за упаковку которых не превышает 10 USD. Быстрее всего убывает доля препаратов с РОЦ ниже 1 USD, а наиболее значительно прирастает доля препаратов дороже 50 USD за упаковку.



По-прежнему около 80% всех продаж лекарственных средств на рынке в стоимостном выражении приходится на препараты импортного производства. Отечественные производители настойчиво увеличивают свою долю присутствия на рынке в натуральном выражении.



Первая пятерка корпораций–производителей не изменила своего состава относительно рейтинга 2006 г. По-прежнему лидерство удерживают два крупнейших отечественных производителя — Борисовский завод медпрепаратов (Боримед) и ОАО Белмедпрепараты, — причем Боримед свою долю на рынке в I полугодии 2007 г. увеличил еще на четверть процента. Нужно отметить, что на долю двух этих производителей приходится более половины объема продаж всех отечественных препаратов. Все белорусские производители в I полугодии имели положительную динамику продаж в стоимостном выражении.



Первая пятерка зарубежных производителей также не изменила своего состава. Компания Hoffman-La Roche опередила в рейтинге Sagmel Inc. и Gedeon Richter, которые заняли в рейтинге соответственно 4-е и 5-е места. Заняв 3-ю позицию в рейтинге иностранных корпораций-производителей и 5-е место в общем рейтинге компаний, Hoffman-La Roche с 2004 по 2007 г. поднялась в общем рейтинге на 37 позиций.



Розничный сектор

Объем розничного рынка: 170,1 млн USD, 162,2 млн упаковок.

В розничном секторе фармрынка прирост составил 30,3% в стоимостном и 4,3% в натуральном выражении. Поквартальная динамика аналогична таковой за предыдущие годы: второй квартал по объему продаж несколько уступил первому, что связано, скорее всего, с сезонными колебаниями продаж.



Описывая розничный рынок, нельзя не упомянуть о принятом в конце 2006 г. постановлении Об утверждении надлежащей аптечной практики, которое определяет новые требования к функционированию аптек. Так, минимальная площадь для аптек 4 и 5 категории (а большинство аптек негосударственной формы собственности попадают именно в эти категории) должна быть не менее 15 м2, а сами аптечные учреждения должны иметь изолированное помещение с отдельным входом. Понятно, что выполнение данных требований для аптечных киосков в спальных районах стало невозможным. В итоге за период с января по июнь 2007 г. количество коммерческих розничных точек в Беларуси, по данным ООО ЦМИ Фармэксперт, уменьшилось с 835 до 728. Срок, до которого все аптечные учреждения должны быть приведены в соответствие с требованиями надлежащей аптечной практики, — 3 августа 2007 г., т. е. эффект от данных нововведений еще проявится в 3—4 кв. 2007 г.



ТОП-5 корпораций-лидеров розничного рынка не поменяла своего состава по сравнению с I полугодием 2006 г. Среди отечественных компаний особо следует отметить успехи УП Минскинтеркапс (прирост 66,4%, +7 позиций в рейтинге), а среди зарубежных — компании GlaxoSmithKline Pharmaceuticals S.A. (прирост 123,8%).



Среди ТОП-10 МНН наибольшие темпы прироста в розничном секторе наблюдались у нимесулида (98,9%, +8 позиций в рейтинге) и хондроитина сульфата (101,1%, +12 позиций в рейтинге). Динамика обоих препаратов была обеспечена в основном за счет роста продаж ЛС зарубежного производства.



Изменения произошли и в рейтинге АТС-групп. Первое место заняла группа противопростудных препаратов, хотя объективных предпосылок для этого в 1 половине 2007 г. не было. Зима была на редкость теплой, а сезонные колебания заболеваемости не превышали прошлогодних показателей. При более детальном анализе группы выясняется, что и без того небольшая доля отечественных производителей в продажах препаратов группы за исследуемый период еще уменьшилась. Объем группы в натуральном выражении не претерпел видимых изменений. Необходимо также обратить внимание на то, что 95% всех продаж в данной группе приходится на препараты безрецептурного отпуска. Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что потребитель не без влияния рекламы в СМИ отдает предпочтение препаратам более дорогим, преимущественно иностранного производства. Около 60% всех продаж приходится на препараты ценовой категории от 1 до 4USD за упаковку. Среди отечественных производителей в данную категорию попадают только препараты производства ОАО Белмедпрепараты с долей от общего объема продаж в группе всего 0,38%.



Госпитальный сектор

Объем госпитального сектора: 45,4 млн USD, 25 млн упаковок.

Относительно аналогичного периода предыдущего года рост составил 2,7% в стоимостном выражении. В натуральном выражении в госпитали было поставлено на 5,7% меньше упаковок, чем в I полугодии 2006 г.



ТОП-10 АТС-групп госпитального сектора составляют в основном группы высокотехнологичных препаратов зарубежного производства. На долю первой десятки АТС-групп приходится около 70% всего стоимостного объема госпитального рынка. Как следствие, в ТОП-10 вошли корпорации, имеющие в своем ассортименте инновационные препараты, а также отечественные производители, пользующиеся преимуществом при поставке медикаментов в госпитали. В целом ситуация с госпитальными закупками препаратов в Беларуси не изменилась по сравнению с таковой в прошлом году.



Импорт

Объем импорта ЛС в Беларусь в I полугодии составил около 130 млн USD (в ценах производителя). Из них импорт из стран дальнего зарубежья составляет 115,9 млн USD.



На долю ввоза первых 20 дистрибьюторов приходится 80% всего импорта ЛС, что говорит о еще большей концентрации. Государственные дистрибьюторы свою долю относительно аналогичного периода прошлого года увеличили с 33,8 до 36,5%. Значительно изменились рейтинговые позиции коммерческих дистрибьюторов. Так, СЗАО Медвакс (эксклюзивный дистрибьютор F.Hoffmann-La Roche Ltd), преодолев 20 позиций, переместился с 38-го на 18-е место, а ИП Белтрансфер-Мед (эксклюзивный дистрибьютор Sagmel Inc.) отыграл 6 позиций, заняв 7-е место в рейтинге. Значительные увеличения долей наблюдаются у ООО Витфарммаркет и ООО Польмед. Примечательно, что наибольшие приросты в долях ввоза наблюдались у компаний, которые импортировали препараты не для собственных сбытовых сетей.



Прогноз: при условии сохранения стабильности экономической и политической ситуации в Беларуси объем рынка к концу 2007 г. в стоимостном выражении может достичь 440—450 млн USD. Около 100 млн USD придется на госпитальный сектор, рост которого ограничен в данный момент особой системой поставок медикаментов. В розничном секторе потребление стабилизируется на уровне 2005—2006 гг., а дальнейшее увеличение объема рынка в стоимостном выражении будет обусловлено ростом цены за упаковку.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

http://www.pharmexpert.ru - Добавил slava 6093 дня назад в категорию Фармакология

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь