Мировой фармацевтический рынок: состояние, прогнозы, перспективы



Мировой фармацевтический рынок в 2009 г.



По данным международной исследовательской компании IMS Health, объем мирового фармацевтического рынка в 2009 г. составил чуть более 800 млрд. долл. Несмотря на кризисные явления, объем рынка увеличился на +7% относительно предыдущего года. При этом по итогам 2010 г., согласно оценкам IMS Health, ожидается 4-6% рост до 825 млрд. долл.



Мировой фармацевтический рынок условно можно разделить на 5 блоков. Прежде всего, это США – лидер мирового фармрынка с объемом продаж более 300 млрд. долл. и ростом +5,4% в 2009 г. относительно 2008 г. Далее Топ-5 европейских стран, которая аккумулирует чуть более 150 млрд. долл. (средний прирост в 2009 г. составил +3,5%). Япония, объем фармрынка которой составил 90,3 млрд. долл., показав наибольший прирост среди развитых стран (+7,6%). Важная составляющая глобального фармацевтического рынка - так называемые «быстроразвивающиеся фармацевтические рынки», объединенные в одну группу, в которую входят около двух десятков стран. Особенностью данной группы является высокий темп роста объема рынка: по итогам 2009 г. он составил +17,1%, а общий объем продаж достиг 126,1 млрд. долл. И наконец, прочие страны, которые продемонстрировали прирост +5,8%. Общий объем продаж этих стран в 2009 г. составил 140,1 млрд. долл. (рис. 1).



Доля десятки ведущих мировых фармпроизводителей в денежном выражении составила чуть более 42% объема мирового рынка. Лидером является компания Pfizer с объемом продаж 57 млрд. долл., замыкает десятку компания Abbott с объем продаж 19,8 млрд. долл.



По данным исследовательского агентства IMS Health, в 2009 г. лидером продаж в денежном выражении стал препарат Lipitor производства компании Pfizer с годовым объемом продаж 13,3 млрд. долл. и приростом относительно 2008 г. +0,3%. Наибольший прирост среди ведущих мировых торговых наименований продемонстрировал препарат Crestor (+3, 92%) с объемом продаж 5,4 млрд. долл.

Суммарный объем реализации десятки ведущих препаратов составил 71,8 млрд. долл., или 9,6% от общего объема мирового фармацевтического рынка.



Прогнозы и перспективы на 2011 г.



Исследовательская компания IMS Health прогнозирует следующие тенденции развития мирового фармацевтического рынка в 2011 г.:

Разный уровень динамики роста рынка для развитых и развивающихся стран

Поскольку различные страны по-разному восстанавливались после кризиса, на фармацевтическом рынке существуют расхождения в показателях динамики роста. Так, в 17 странах с развивающимся фармацевтическим рынком, по прогнозу IMS Health, в 2011 г. ожидается рост на уровне 15-17%, соответственно объем рынка должен составить 170-180 млрд. долл. Многие из этих стран преодолели кризис за счет увеличения государственных вложений в здравоохранение, а также роста расходов на восстановление здоровья со стороны населения.



Китай, рост рынка которого оценивается в 25-27% (с объемом более чем 50 млрд. долл.), в настоящее время занимает третье место среди фармацевтических рынков всех стран.

Рост фармрынка Японии, по прогнозам IMS Health, в 2011 г. составит 5-7%. 5 основных европейских фармацевтических рынков (Германия, Франция, Италия, Испания, Великобритания) покажут суммарно 1-3% роста. США с ожидаемым ростом 3-5% останется лидером среди фармацевтических рынков всех стран: объем американского фармацевтического рынка достигнет 320-330 млрд. долл. (против 310 млрд. долл. по прогнозу 2010 г.).

Общий рост мирового фармацевтического рынка в 2011 г. составит, по оценке IMS, 5-7% относительно 2010 г., его объем достигнет 880 млрд. долл.



Истечение срока действия патентов на многие оригинальные ЛС приведет к преобладанию дженериков в структуре потребления

В 2011 г. на фармрынках развитых стран ЛС с объемом продаж более 30 млрд. долл. столкнутся с конкуренцией со стороны ЛС генерического происхождения. В США, например, такие препараты, как Липитор®, Плавикс®, Зипрекса®, Левакин®, суммарный годовой оборот которых превышает 17 млрд. долл., а количество выписанных рецептов - 93 млн., потеряют свою эксклюзивность. Особенно отчетливо данная тенденция проявится в 2012 г., когда произойдет полное смещение потребления в сторону более дешевых препаратов генерического происхождения (что также связано с выходом дженериков на рынок и ростом их конкуренции с оригинальными препаратами).



Изменение динамики некоторых сфер лечения, связанное с новым инновационным циклом

В 2011 г. появятся новые препараты (треть из них - инновационные), которые значительно изменят парадигмы лечения в некоторых ключевых направлениях терапии. Речь идет о лечении инсульта, меланомы, рассеянного склероза, рака молочной железы, гепатита С. Появление этих ЛС на рынке приведет к увеличению их потребления со стороны пациентов и, как следствие, к перераспределению финансирования (т.е. к оттоку средств) из других областей лечения с применением дешевых дженериков. Ожидается, что до конца следующего года на мировом рынке появится 5 потенциальных блокбастеров с годовым оборотом более 1 млрд. долл.



Таким образом, 2011 г. обещает уход с рынка знаковых мировых брэндов и знаменует новый этап инноваций. Он также станет определяющим годом для развития реформ здравоохранения на ключевых фармацевтических рынках в период восстановления мировой экономики. Чтобы сохранить и упрочить позиции на динамично развивающемся рынке, для фармпроизводителей будет важна фокусировка на индивидуальной ценности самого пациента и учете конкретных потребностей систем здравоохранения.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

http://www.remedium.ru - Добавил minerale в категорию Фармакология

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь