Из-за наркоманов обычные люди будут лишены возможности снять головную или зубную боль



Летом следующего года Минздравсоцразвития планирует запретить безрецептурный отпуск лекарственных препаратов, содержащих кодеин. Напомним, речь идет о запрете на продажу без рецепта широко известных обезболивающих препаратов. Инициативу проявила Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, представив данные о росте так называемой лекарственно-аптечной наркомании. Скупая недорогие лекарства, содержащие кодеин, наркоманы в кустарных условиях изготавливают на их основе тяжелый наркотик дезоморфин.



Как быть с очередями?



Изначально предполагалось, что кодеиносодержащие лекарства будут подвергнуты строгому учету еще с 1 января этого года. Однако с этими мерами решили повременить, ведь в ограничительный список попадают привычные для населения лекарства, используемые для лечения заболеваний верхних дыхательных путей, и анальгетики. Так что можно понять недовольство запретительными мерами тех, кто не имеет никакого отношения к наркоманам.



К слову, по оценкам Минздравсоцразвития, в таких лекарственных препаратах постоянно или периодически нуждаются более 70 миллионов россиян. И получается, что из-за наркоманов обычные люди будут лишены элементарной возможности снять головную или зубную боль привычным способом,задается вопросом газета "Орский Вестник". К тому же эти лекарства снимают приступы у онкобольных, пожилых людей.



Трансформировавшись, новость теперь звучит так: «В России запретят продавать таблетки от головной боли». Больше всего людей возмущает то, что за лекарствами первой необходимости теперь нужно будет идти к врачу.



– Я не хотел бы брать отгул на работе и отсиживать очередь из 999 старушек, ради того чтобы терапевт мне выписал какой-нибудь «Коделак», – рассуждает Сергей, один из опрошенных нами. – Предложите людям некодеиновую альтернативу и вводите закон, ради бога.



В числе противников быстрого запрета на введение рецептурного отпуска препаратов с кодеином выступают и крупные фармкомпании, ссылаясь на неизбежное падение объемов продаж и усиление конкуренции с производителями аналогичных по действию лекарств, не включающих кодеин. Впрочем, отдельные фирмы уже предпринимают меры, начиная производство лекарств без рискованного компонента. Между тем в ассоциации производителей лекарств считают, что ограничения на отпуск кодеиносодержащих препаратов активизируют черный рынок.



Такого количества больных не существует



Однако потребности аллергиков и астматиков – это лишь одна сторона медали. Власти признали, что у нас в стране нет такого количества людей, которые потребляют все кодеиновые препараты в соответствии с назначением. Очевидно, что значительная их часть идет на изготовление наркотиков. Это абсолютно точно, если смотреть правде в глаза.



Использование дезоморфина приводит к немедленной зависимости, тяжелым осложнениям и, в конечном итоге, смерти. Он в 15 раз токсичнее героина. Через месяц после его инъекций на руках и ногах наркомана появляется чешуя, еще через пару – разлагается мозг, гниют и отмирают конечности. Этот наркотический яд убивает через полгода – максимум два. При этом для изготовления одной дозы дезоморфина достаточно всего 10 таблеток, содержащих кодеин.



Госнаркоконтроль (ФКСН) уже несколько лет предлагает запретить безрецептурную продажу кодеиносодержащих препаратов, как это было в доперестроечные годы. Надо отдать должное ФСКН, которой удалось предотвратить распространение по стране курительных смесей, вызывающих галлюцинации, приводящих к суицидам, и свободную продажу некоторых антидепрессантов типа «Коаксила», потребление которого приводит к тем же последствиям, что и «крокодил».



Наркотическая конкуренция



Препараты типа «Пенталгина», «Нурофена плюс» или «Терпинкода» ворвались на российский фармацевтический рынок в 2001 году. И с ростом их выпуска дезоморфин быстрыми темпами стал вытеснять героин.



Впервые в России этот наркотик был выявлен в Республике Коми в мае 2004 года. В 2007 «крокодил» эпизодически употребляли уже в 19 регионах, спустя два года он захватил уже 60 субъектов федерации. Спрос на кодеиносодержащие таблетки, которые скупаются наркоманами, увеличивается, а приказ Минздравсоцразвития – не более двух упаковок таблеток в одни руки – не работает. Как будто у россиян стали в десять раз больше болеть голова и горло.



Между тем, в некоторых странах кодеиносодержащие препараты продаются без рецепта. К примеру, в Великобритании, Израиле, Канаде, Австралии, Польше. Однако существует максимальная доза кодеина в лекарственных средствах, которая разрешена для безрецептурного отпуска: 15 мг – в Австралии, Новой Зеландии, 12 мг – в Великобритании и т. д. Но в большинстве стран препараты такого плана все-таки отпускают по рецепту, а их нелегальный ввоз через границу уголовно наказуем.



Возможна ли жизнь без кодеина?



Итак, попытка ввести с 1 января этого года запрет на свободную продажу кодеиносодержащих лекарств не удалась. Дезоморфиновая наркомания стремительно продолжает набирать темпы. Эксперты ФСКН связывают это со свободной продажей препаратов с кодеином в шаговой доступности, широким доступом к информации о способах кустарного изготовления наркотика и его низкой себестоимостью.



– Ограничивать продажу лекарственных препаратов с кодеином однозначно необходимо, – комментирует заместитель начальника УФСКН России по Оренбургской области – начальник орского МРО полковник полиции Григорий Пустовитов. – Сто лет назад в аптеках свободно продавался и героин, и кокаин, но когда возникла проблема наркомании, все государства приняли ограничительные меры (кстати, «Кока-кола» потому и получила свое название, что изначально содержала в себе кокаин и орехи «кола», известные высоким процентом кофеина, и продавалась как микстура от зубной боли). В США вообще еще несколько лет назад нельзя было даже шприц купить без рецепта. А настолько либерально широкого списка безрецептурных лекарств, как в России, нет ни в одной стране мира.



С этим мнением соглашаются и медики:



– Многие почему-то считают, что кодеиносодержащие препараты нужны буквально всем и должны быть чуть ли не в каждой аптечке. Но это вовсе не так. При простудных состояниях, от головной боли и так далее есть масса зарубежных и отечественных аналогов. Нет никакого смысла зацикливаться на кодеиносодержащих лекарствах. Назначать их должен доктор, если он считает, что именно препарат, содержащий кодеин, а не аналоги с тем же действием, необходим больному. Если у человека постоянные проблемы, тем более надо обратиться к врачу. А на безрецептурную продажу, естественно, следует вводить запрет. И чем быстрее, тем лучше.



Не для домашней аптечки



Несмотря на то, что некоторые медики тоже обеспокоены возможными очередями в поликлиниках, они признают, что, по сути, это нонсенс, когда люди сами себе назначают лекарства. Тем более что кодеин – это не шутки.



Это вещество наряду с морфином относится к опиатным наркотикам. Прожженные наркоманы умеют «отбивать» его от остальных веществ в препарате, а если нет возможности – употребляют как есть в больших количествах, что очень опасно для организма. Но есть еще такое понятие, как «скрытая наркомания», когда человек употребляет наркотические вещества без рецепта врача. Вроде как они ему «помогают» от чего-то, а на самом деле он давно химзависимый и не подозревает об этом. Бывают случаи, когда причины и следствия меняются местами: например, человек употреблял наркотическое вещество от мигрени, но со временем организм мигренью просто начал требовать наркотик. Такое часто бывает с антидепрессантами, когда человек начинает лечить себя сам от депрессии, а в результате приходится лечиться от наркомании, потому что депрессия впоследствии оказывается психологической «ломкой».



Поэтому есть опасность, что после введения запрета на безрецептурную продажу лекарств обнаружится много химзависимых, которые и не подозревали о своей проблеме. Поскольку кодеин входит в состав многих лекарственных препаратов, человек может даже не подозревать о своем пристрастии, считая, что ему для нормального самочувствия необходимо «любимое лекарство», в то время как на самом деле у него уже развилась наркотическая зависимость.



– Есть обезболивающие, которые пьют курсами, например, во время послеоперационных болей, серьезных заболеваний и т.п., – комментирует врач-терапевт Марина Сазонова, – а есть те, которые пьют, когда что-то заболит, которые есть в каждой аптечке. Так вот, препараты, содержащие наркотические вещества, не для домашней аптечки. Они показаны очень ограниченному кругу пациентов, и ни один врач не назначит кодеиновые препараты в постоянное употребление. Они пьются курсом, а затем врач делает график отмены от них. Надо сказать, что кодеиновые таблетки – это, прежде всего, средство от кашля, а анальгетический эффект у этого вещества наступает через сорок минут, то есть эффективность его как обезболивающего невелика, он, как и кофеин, добавляется для дополнения эффекта других веществ. Нужно всем иметь в виду, что есть масса других обезболивающих лекарств, их группа очень широкая, в том числе и от кашля.



Медики уверены, что с головной болью в больницы никто ходить не будет. Трагедия на страну не обрушится. Очевидно, что и перенос сроков введения запрета как раз связан с увеличением нагрузки на медицинский персонал по выписке лекарственных средств. К этому еще не все готовы – как врачи, так и пациенты, на это нужно время. Кроме того, возможно, придется пересмотреть схему лечения пациентов, которые принимают эти препараты, для замены на другие, не имеющие в составе кодеин.



Главное – не успокаиваться



Нельзя умолчать и о том аспекте, что запрет свободного отпуска лекарств снижает риски роста изготовления и потребления «крокодила» и подобных наркотиков только на короткое время. Сегодня мы ждем закон о запрете безрецептурной продажи кодеиносодержащих препаратов как панацею. Главное – не успокаиваться, когда он будет принят. Как показывает американский опыт, введение ограничений приводит к резкому снижению потребления наркотиков этого типа, но уже через год самодеятельные и профессиональные наркодилеры оправятся от шока и найдут лазейки, как в самом законе, так и практике его применения. Какой же выход? Выход в комплексном системном подходе.



– Проблему, о которой мы говорим, необходимо рассматривать как альтернативу: как сделать так, чтобы запрет на безрецептурную продажу кодеиносодержащих препаратов не усложнил жизнь обычным людям и в то же время исключил возможность изготовления наркотиков в домашних условиях? – заключает Григорий Пустовитов. – В той ситуации, которая сегодня сложилась с распространением дезоморфиновой и любой другой зависимости, необходим комплекс мер. Чтобы изменить положение в лучшую сторону, нужны и новые законы, и профилактические мероприятия, и формирование неравнодушного отношения общества к проблеме наркомании. И благо, последняя составляющая положительного результата – я говорю о неравнодушии и активной гражданской позиции – уже заметна. Особенно ценно отношение к проблеме крупного бизнеса. Новотроицку повезло больше остальных в том плане, что на «Уральской Стали» и в «Металлоинвесте», управляющей компании градообразующего предприятия, проявили неравнодушие к будущему города. Вот уже полгода в Новотроицке при поддержке металлургического Холдинга ведется комплексная работа по противодействию распространению наркомании. На уровне Новотроицка властям удалось сконцентрировать свои силы для решения этой проблемы. А если к единому знаменателю будет приведена и государственная стратегия на федеральном уровне, то шансы одолеть беду увеличатся.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

http://www.oren.ru - Добавил medicumus 4661 день назад в категорию Фармакология

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь