Отечественный рынок витаминов
В данном обзоре представлен анализ рынка витаминов1. Исследование включало продажи розничного сегмента (по данным розничного аудита IMS) в период 2009-2010 гг. Все данные приведены в розничных ценах.
Согласно данным исследовательской компании IMS Health, объем продаж витаминов по итогам 9 месяцев 2010 г. составил 11,1 млрд. руб. в ценах конечного потребления, или 178,7 млн. упаковок. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. объем продаж увеличился на 10,9% в натуральном и на 8,6% в денежном выражении. Средняя цена за упаковку составила 62 руб. (рис. 1).
На отечественном фармрынке представлено около 200 торговых наименований витаминов, которые производят более 120 компаний.
Рассматриваемый рынок препаратов включает 8 АТС-групп 3-го уровня (рис. 2). Наибольшая доля продаж данного сегмента в денежном эквиваленте приходится на препараты группы A11A [Поливитамины], при этом в натуральном выражении почти половину продаж составляют витамины группы A11G [Аскорбиновая кислота, включая комбинации с другими препаратами].
Топ-10 производителей витаминов представлена в основном зарубежными компаниями (табл. 1). Однако лидером среди них является российская компания «Фармстандарт» ОАО, доля которой выросла по итогам 9 месяцев 2010 г. по сравнению с прошлым годом на +1,3 п.п. в упаковках и на +2,5 п.п. в рублях.
Среди зарубежных представителей по объему реализации в денежном выражении лидируют компании Unipharm Inc. и Bayer Health, чьи доли, однако, сократились в наибольшей степени. Максимальный прирост объемов реализации в денежном выражении был характерен для компании Sanofi-aventis (+0,9 п.п. по сравнению с прошлым годом).
Остальные компании продемонстрировали незначительный или отрицательный прирост.
Суммарная доля десятки лидеров по итогам 9 месяцев 2010 г. составила 55,5% в натуральном и 79,9% в стоимостном выражении.
Среди торговых наименований (табл. 2) лидером продаж в денежном выражении по итогам 9 месяцев 2010 года стал препарат Магне B6 (Sanofi-aventis), доля которого увеличилась на +0,9 п.п. В натуральном выражении лидером является Аскорбиновая кислота («Фармстандарт»), показавшая наибольший прирост (+1,4 п.п. по сравнению с прошлым годом).
Важно отметить рост доли витаминов Элевит пронаталь и Комбилипен (+0,6 п.п. и +1,1 п.п. соответственно по сравнению с прошлым годом). Наибольшее падение продемонстрировал Супрадин (-0,8 п.п.). Общая доля десятки в денежном выражении выросла на +0,9 п.п. и составила 47,6%, доля в упаковках увеличилась на +2,3 п.п., достигнув 48,2% сегмента.
В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каждой подгруппе АТС 3-го уровня рассматриваемого сегмента.
Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 4).
По итогам 9 месяцев 2010 г. основная доля продаж в денежном выражении приходилась на препараты среднеценового сегмента («от 100 до 300 руб.»), которая выросла по сравнению с прошлым годом на +1,0 п.п. В натуральном выражении основная доля продаж (более 70%) приходилась на дешевые препараты - «менее 50» руб. за упаковку, которая, однако, сократилась в пользу более дорогих препаратов.
Таким образом, характерными чертами отечественного рынка витаминов являются:
- Положительная динамика продаж в натуральном и денежном выражении (+10,9% и +8,6%, соотвественно, по итогам 9 месяцев 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.).
- Реализация происходит в основном через аптечный сегмент.
- Зависимость от импорта. Группа представлена преимущественно зарубежными, прежде всего европейскими, препаратами. Однако лидирующую позицию занимает отечественная компания «Фармстандарт».
- Основной объем продаж в денежном выражении приходится на препараты среднеценового сегмента («от 100 до 300 руб.» за упаковку).
Иллюстрация к статье:
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины
http://www.remedium.ru - Добавил minerale 4660 дней назад в категорию Фармакология
Добавить комментарий