П.П. Кузнецов: «С введением электронного документооборота у медиков не станет меньше работы".



Сегодня здравоохранение по ряду позиций идет в авангарде внедрения информационных технологий по сравнению с другими секторами национального хозяйственного комплекса Российской Федерации. О стратегии деятельности и информатизации Российской академии медицинских наук (РАМН), тактических вопросах реализации задач, поставленных руководством страны, рассказывает начальник Управления информатизации и связи со СМИ аппарата Президиума РАМН, директор Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) РАМН доктор медицинских наук Петр Кузнецов.



Петр Павлович, 1 августа 2011 года вы приступили к выполнению обязанностей начальника Управления информатизации и связи со СМИ аппарата Президиума РАМН. Хотелось бы узнать о ваших первых впечатлениях от работы в новом качестве.



По сути, профессиональная жизнь нашей группы ИТ-специалистов перешла на более высокий уровень. Повысилась ответственность при подготовке решений, потребовалась структурная перестройка нашей деятельности, в том числе в рамках Медицинского информационно-аналитического центра РАМН, перестановка кадров, привлечение новых специалистов. В МИАЦ мы с 1997 года работали над общей моделью и инструментами информатизации аппарата Президиума, научных учреждений РАМН, созданием расширенного Интернет-портала. С весны 2011 года обновлённый состав Президиума РАМН уделяет этой деятельности пристальное внимание.



Такое внимание связано с общей ситуацией в системе здравоохранения Российской Федерации: летом этого года Минздравсоцразвития России утвердило «Концепцию создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения РФ». Кроме того, непосредственное руководство информатизацией Российской академии медицинских наук взял на себя вице-президент РАМН, директор Института организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития РФ, академик РАМН В.И. Стародубов.



За последние месяцы нашими специалистами подготовлена «Концепция информатизации РАМН и медицинской науки в РФ». Деятельность Управления информатизации и связи со СМИ аппарата Президиума РАМН укладывается в эту общую концепцию, согласно которой именно академия должна стать «штабом» отечественной медицинской науки. Для принятия обоснованных решений и рекомендаций академия должна располагать как можно более полной информацией о научных исследованиях, проводимых в НИИ клинического, биологического, биомедицинского профилей, теоретических научных центрах, вузах, ведомственных учреждениях. А собрать и систематизировать информацию со всех научно-исследовательских «фронтов» без применения информационных технологий невозможно.



В настоящий момент мы разрабатываем план реализации концепции информатизации, просчитываем финансовые и кадровые ресурсы. Создаем точки компетенции по отделениям РАМН в Санкт-Петербурге, Новосибирске, по учреждениям в Томске, на Дальнем Востоке и проч.



Что, в общих чертах, представляет собой «Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения РФ», утвержденная в апреле этого года Минздравсоцразвития РФ? Как идет ее реализация?



Согласно концепции, к базовым задачам информатизации здравоохранения можно отнести создание персонифицированного учета услуг и показателей здоровья на основе электронных медицинских карт, развитие корпоративных и региональных медицинских информационных систем, а также создание федерального информационного ресурса. Не менее важно обеспечить развитие баз знаний (электронных библиотек, в том числе участие в формировании кокрановской), перечней, номенклатур, классификаторов, стандартов и прочей нормативно-справочной информации.



На эти мероприятия намечено выделить примерно 34 млрд рублей. Около 9 млрд из этой суммы — деньги региональные, а 24 млрд — федеральные, предоставляемые Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. В текущем году выделенные средства расходуются на инфраструктуру: закупку недостающей техники, компьютеров для оборудования рабочих мест, создание локальных сетей и т.д. В 2012 г. планируется начать оснащение медицинских организаций программными средствами. При этом намечено использовать «облачные» решения поставки программных продуктов в качестве базовых, а дополнительные технические решения каждое учреждение может внедрять за счет собственных средств.



Каким образом те или иные информационные решения могут оптимизировать работу среднестатистического российского врача? Приведите, пожалуйста, несколько примеров.



В первую очередь недовольство населения вызывают очереди в поликлиниках, прежде всего к «узким» специалистам. Внедрение сервиса электронной записи поможет решить эту проблему. Проблема очень актуальна в особенности для Москвы. Столичное здравоохранение фактически работает с перегрузом в 25–30%, в том числе за счет большого количества временно проживающих и работающих в столице.



Еще пример. Люди в регионах жалуются, что закрываются больницы в сельской местности, ухудшается доступность медицинской помощи. Порой даже для того, чтобы просто записаться на приём к врачу, приходится ехать в районный или областной центр. Как решить вопрос? Если рассмотреть зарубежный опыт, то сразу на память приходит Северная Америка, в частности, Канада. Здесь активно развиваются методы удалённых консультаций и диагностики. В «глубинке» населению оказывают помощь дипломированные специалисты, по уровню профессиональной подготовки примерно соответствующие нашим фельдшерам. Осуществляется первичный прием и запись к специалисту, затем обеспечивается обучение пациентов пользованию приборами дистанционной диагностики, телеконсультации. Посредством Интернета средние медицинские работники организовывают сеанс видеосвязи «пациент — врач». Понятно, что телемедицина полностью не заменит непосредственное общение пациента с врачом, детальный терапевтический осмотр. Но средний медицинский работник может принять решение о срочности помощи, в которой нуждается человек и ему не придется для этого ехать за несколько десятков километров. Считаю, что для России с ее пространствами и низкой плотностью населения в азиатской части страны такое решение более чем актуально. Медицинский информационно-аналитический центр РАМН совместно со специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова активно разрабатывают инструменты дистанционной диагностики и мониторинга течения наиболее распространённых заболеваний. С этими разработками можно познакомиться на нашем сайте www.mcramn.ru.



Сам по себе полный отказ от бумажных медицинских документов и переход на цифровые технологии вовсе не означает, что у врачей станет меньше работы. Просто резко повысятся эффективность и удобство использования информации, в том числе для научных целей и развития доказательной медицины.



Вот вы привели конкретный пример Канады… А если более обобщенно: насколько при внедрении информационных систем в отечественном здравоохранении актуален и востребован зарубежный опыт?



В европейских и других развитых странах использование информационных систем в медицине началось примерно в одни и те же годы, что в Советском Союзе. Это было более 50 лет назад. Но в последние три-четыре десятилетия по понятным причинам Россия не могла выделить достаточное количество ресурсов на развитие комплексных корпоративных медицинских информационных систем. Информатизация учреждений здравоохранения развивалась «лоскутно» и полностью зависела от увлечённости и компетенции первого лица медицинской организации или органа управления здравоохранения.



Но в западных странах за последние тридцать лет сложился иной подход, ведь большинство клиник и органы управления здравоохранением заинтересованы в повышении эффективности деятельности, повышении уровня информированности врачей, более надёжной системе безопасности медицинских процедур и манипуляций как для пациента, так и для медицинского персонала. Жесткие экономические подходы рыночной экономики вынуждают тщательно считать деньги, эффективность вложенного рубля, выстраивать системы управленческого учёта и оценивать экономическую эффективность деятельности отрасли. Соответственно и внедрение информационных технологий своим путём в каждой из стран.



Безусловно, в плане информатизации медицинской отрасли пока мы отстаем от США, Канады, Дании, Голландии, Германии, Франции, Израиля, Австралии, Новой Зеландии и многих других стран. Но то опережение, которое они получили в ходе хаотичного внедрения различных информационных систем, в итоге привело к необходимости обеспечивать обмен информацией между медицинскими и научными организациями. Так появился универсальный интерфейс HL7 — стандарт обмена, управления и интеграции электронной медицинской информации. Но и он полностью не решает проблему коммуникации.



У России, в силу относительной «информационной чистоты» площадки, на которой придется строить единое IT-пространство, есть возможность выбрать оптимальный путь развития с учетом негативного и позитивного опыта зарубежных стран. При этом необходимо создать условия для сохранения всего многообразия уже работающих информационных систем, внедряя более расширенную третью версию HL7. Другой вариант — попытаться выстроить вертикаль, последовательно стандартизируя и унифицируя информационное поле. В США, в частности, сегодня пытаются перейти именно к такой схеме, выделив 635 млн долларов на создание единой универсальной медицинской карты. Таким образом, можно создать некую универсальную модель, к которой каждое учреждение, по необходимости, будет что-то добавлять. Но вертикаль при этом будет сохранена. Безусловно, полностью уйти от горизонтальных связей и обмена информации между медицинскими организациями и научными учреждениями не удастся, да и такая задача не стоит. Но их объем в перспективе будет резко сокращаться.



Медицинские учреждения работают с «весьма деликатными» персональными данными, которые касаются здоровья. И уже сегодня многие люди выражают серьезную озабоченность, связанную с сохранением конфиденциальности. Каким образом этот массив информации будет защищен от несанкционированного доступа?



Такая защита, безусловно, нужна. Она, в частности, предусмотрена на законодательном уровне — в рамках Федеральных законов № 152 и 63, которые регулируют защиту информации в Российской Федерации. На сегодняшний день в нашей стране к информации о здоровье человека относятся как к совершенно секретной.



Но есть и другая сторона медали, о которой часто забывают — экономическая. Если не принять специальных организационных и технических мер, то от 30 до 50 % всех затрат на автоматизацию здравоохранения будет уходить именно на защиту информации. Конечно, хотелось бы войти в параметры 5–10 % от стоимости всех внедрений (примерно столько мы тратим на защиту своего жилища, имущества) — тогда затраты будут экономически оправданы. Такие предложения есть, мы их обсуждаем со специалистами. Надеюсь, что общими усилиями нам удастся найти золотую середину.



А если говорить о страхах, что информация о здоровье конкретного человека вместе с электронной базой окажется в открытом доступе, например, на Горбушке или в Интернете, то они преувеличены. Поверьте, вероятность попадания в Интернет копии бумажной истории болезни намного больше. Хотя бы потому, что сейчас вся защита информации о вашем здоровье держится на доблести работниц регистратур, которые за мизерную зарплату добросовестно выполняют свои функции.



Барьер, который ставят информационные технологии, намного надежнее, и у нас имеются объективные причины это утверждать. Вся информация передается по защищенным каналам, поэтому перехват на этом уровне технически невозможен. Кроме того, все данные будут деперсонифицированы: то есть медицинская информация будет отделена от персональной. Если все рекомендации и требования будут соблюдены, то никаких утечек не случится.



Беседу вел Роман Шкурлатов

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

http://ami-tass.ru - Добавил Igolka в категорию Разное

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь