Модернизация здравоохранения: две стороны одной медали



25 октября в Совете Федерации состоялось расширенное заседание Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, в рамках которого прошло обсуждение вопроса: «Модернизация здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2011 – 2012 годы. Ответственность государственного заказчика и поставщика». Члены Комитета совместно с представителями Минздравсоцразвития России, Росздравнадзора, ФАС России, ФФОМСа, Контрольного Управления при Президенте Российской Федерации, Счетной Палаты Российской Федерации, Следственного Комитета при прокуратуре Российской Федерации, а также с представителями субъектов Российской Федерации, поставщиками и производителями медицинского оборудования обсудили проблемы, связанные с несовершенством нормативно-правового регулирования в сфере закупок медицинской техники и изделий медицинского назначения.



Открывая заседание, первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Лариса Пономарева отметила, что одной из важнейших составляющих современной медицины является высокотехнологическое медицинское оборудование, а от его качества напрямую зависит правильно поставленный диагноз и своевременно начатое лечение. Именно поэтому обеспечение субъектов Российской Федерации современным медицинским оборудованием – важнейшая задача модернизации отечественного здравоохранения, подчеркнула Л. Пономарева.



Вместе с тем, в сфере закупок медицинского оборудования существуют серьезные проблемы. Об этом говорили в своих выступлениях участники заседания.



Так, в ходе своего выступления аудитор Счетной Палаты Российской Федерации Владимир Катренко рассказал о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых ведомством, а также о выявленных в ходе их проведения нарушениях. «Отсутствие прозрачности процедуры определения стоимости медицинского оборудования, закупаемого на бюджетные средства, унификация технических требований к оборудованию, недостатки в организации и проведении торгов порождают риск неэффективного использования государственных средств, выделяемых на закупку оборудования», отметил он.



Продолжая тему расходов на медицинское оборудование в ходе государственных закупок, руководитель отдела по контролю за расследованием преступной коррупционной направленности Главного управления процессуального контроля Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Владимир Макаров проинформировал участников заседания, что уголовные дела по нарушениям в организации закупок медицинского оборудования были возбуждены практически во всех регионах, а 29-ти высоким должностным лицам субъектов Российской Федерации предъявлены обвинения в мошенничестве, растрате, злоупотреблении полномочий.



Массовый характер приобрели мошеннические схемы, направленные на неправомерное увеличение стоимости медицинского оборудования с использованием расчетных счетов третьих лиц при проведении расчетов между заказчиками и поставщиками. В некоторых регионах оборудование было приобретено по существенно завышенным ценам. В ведомстве считают, что необходимо законодательно регламентировать методику определения цены на медоборудование. «Нельзя по одним и тем же критериям отбирать для государственных нужд стулья и томографы», - заметил он.



В своем выступлении директор Департамента имущественного комплекса Минздравсоцразвития России Сергей Жук рассказал о тех мерах, которые предпринимаются министерством в части урегулирование проблемы корректного установления государственным заказчиком начальной цены контракта. В министерстве считают, что необходимо повысить квалификационные требования к участникам размещения заказов на поставку медицинского оборудования. Это позволит обеспечить участие в торгах только профессиональных участников рынка, сократит количество посредников при поставке медицинского оборудования, и, как следствие, приведет к снижению расходов, связанных с размещением заказов. О подходах к организации деятельности и результатах надзорных мероприятий в сфере закупок и поставок медицинского оборудования поделился начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев.



Выступающий привел ряд примеров недобросовестного размещения государственных заказов и обозначил выявленные тенденции в этой области. В частности, нередки случаи, когда конкурсная документация отражает специфические и, зачастую, исключительные характеристики закупаемого оборудования, которыми обладает медтехника единственного поставщика. Как считают в ведомстве, в целях формирования необходимых условий для здоровой конкуренции и предотвращения нарушений в сфере закупок, необходимо усовершенствовать процедуру формирования пакетов документов. Документация должна быть сгруппирована и агрегирована по функциональным характеристикам закупаемого оборудования. При этом необходимым условием при проведении торгов может стать норма о минимальном количестве участников в торгах - не менее трех поставщиков.



Заместитель начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации Игорь Романов, сообщил, что анализ торгов текущего 2011 года позволил выявить две большие проблемы. Проблема первая – это подготовка технических заданий, и вторая - это установление начальной цены контракта. И.Романов предложил создать центры отраслевой компетенции при Минздравсоцразвития России, которые позволили бы решить многие вопросы, связанные с подготовкой грамотного технического задания и установления начальной цены. В заключении И.Романов отметил, что модернизация отечественного здравоохранения невозможна без создания условий для интенсивного развития отечественного инновационного производства с одной стороны, и, с другой, рационализации и повышения эффективности закупок в сфере медицинского оборудования.



В ходе заседания представителю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации были переданы документы относительно ситуации в Пензенской области, связанной с недобросовестной деятельностью поставщика медоборудования ЗАО «Мак Бразерс», где в ходе проверок выяснилось, что по трем из четырех случаев компания предоставила заведомо ложную информацию на основании поддельных документов. Также были переданы материалы о случае в г. Ухте, где из-за недостоверных документов, представленных ООО «Предприятие «Медтех», государственный заказчик получил ненадлежащее оборудование. В конце заседания члены Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению затронули проблему низкого освоения финансовых средств, предусмотренных на реализацию программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.



Парламентарии высказали опасение, что по объективным причинам до конца года указанные средства не удастся освоить в полном объеме. В этой связи заместитель председателя ФФОМСа Светлана Карчевская сообщила собравшимся, что в настоящее время подготовлен и находится в Государственной Думе Российской Федерации законопроект, который вносит изменения в статью 51 Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В частности вводится важная норма, относительно которой средства, которые поступили от фонда и находятся на счетах субъектов Российской Федерации, могут быть использованы регионами на те же цели и в 2012 году.



Участники заседания констатировали, что для эффективной модернизации российской системы здравоохранения и ее стабильного развития необходимо конструктивное сотрудничество государства, экспертно-медицинского сообщества и отечественных компаний-производителей медтехники, центра и регионов. Подводя итоги заседания, Лариса Пономарева подчеркнула: «Здравоохранение касается всех нас. Лучше раньше выявить проблемы, решить их и двигаться вперед. Ведь цена ошибок в этой сфере очень высока».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

http://www.wiki-meds.ru - Добавил antibiotik в категорию Разное

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь