Будущее фармы: эксперты разошлись в оценках



Состояние российской фармацевтической отрасли обсудили представители власти, научного сообщества и крупных компаний на форуме «Исследование и разработка инновационных препаратов в России». Выступления участников обрисовали неоднозначность сложившейся в отечественной фармотрасли ситуации: с одной стороны, у нас есть возможность для технологического прорыва, с другой – дадут ли ему совершиться текущие политические, экономические и социальные проблемы, неизвестно. Сергей Цыб отметил исключительно быстрый рост российского фармрынка, объём которого в этом году должен приблизиться к 560 миллиардам рублей



Форум открылся выступлением директора департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга РФ Сергея Цыба. Он отметил исключительно быстрый рост российского фармрынка, объём которого в этом году должен приблизиться к 560 миллиардам рублей. А также рассказал о результатах реализации ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации до 2020 года». Основная часть финансирования этой ФЦП – 77 процентов бюджетного финансирования – приходится на НИОКР. Общая сумма контрактов в ходе реализации ФЦП составила более 5,9 миллиарда рублей, из них более 1,3 миллиарда приходится на 2011 год.



Глобальные цели ФЦП – переход российской фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития и замещение импортных препаратов российскими. К 2020 году доля отечественных лекарств на рынке должна составить 50 процентов.



Модернизация – миф или реальность?



Медицинская промышленность и фармацевтика считаются одним из приоритетных направлений модернизации российской экономики. Тем не менее перспективы развития этой отрасли не выглядят безоблачными. Опасностям, которые угрожают инновационному пути развития российской экономики вообще и фармотрасли в частности, посвятил свой доклад Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей. Он указал на то, что Россия по-прежнему «сидит на нефтяной игле», а цены на нефть скоро начнут плавно падать в связи с надвигающимся кризисом – таков наиболее вероятный прогноз их поведения, составленный Минэкономразвития на период до 2014 года. Присоединение к ВТО также скажется на российском фармацевтическом рынке отрицательно.



С точки зрения иностранных инвестиций ситуация в России выглядит достаточно привлекательной на фоне долгового кризиса в Европе и США. Тем не менее есть и препятствия для увеличения притока инвестиций: сложно открыть и закрыть бизнес, зарегистрировать собственность, получить кредит, недостаточно эффективны система администрирования налогов и защита прав инвесторов. Поэтому,если в 2009–2010 годах инвестиции росли, то второй квартал 2011 года показывает их существенное снижение.



На состояние фармацевтического рынка влияет также сокращение бюджета на здравоохранение: в 2012 году в относительных цифрах, а в 2013 году и в абсолютных, будет происходить снижение расходов на здравоохранение. При этом снижаются и темпы роста ВВП.



Мешает развитию отрасли и межведомственная разобщённость. Например, если, с одной стороны, Минздравсоцразвития РФ поддерживает производителей, то с другой – Федеральная служба по тарифам не даёт повысить цены даже до уровня инфляции. Отдельной огромной проблемой докладчик назвал российскую коррупцию.



В завершение выступления Виктор Дмитриев подвёл неутешительные итоги: экономика стагнирует, модернизация оказалась лозунгом, а не реальным политическим курсом, нефть и газ остаются основными источниками дохода, коррупция процветает, кадры, необходимые для развития отрасли, социально не защищены.



Сергей Цыб счёл необходимым прокомментировать эту печальную картину. Он указал на то, что власти занимаются развитием фармотрасли всего два года. И за это время сделано многое – создано большое количество абсолютно новых нормативных документов, организована Комиссия по модернизации и техническому развитию. Появились новые финансовые инструменты – госкорпорация «Роснано», огромное количество фондов, Российская венчурная компания (вложившая в связанные с медициной проекты уже около 2,5 миллиарда рублей, по сообщению её гендиректора Игоря Агамирзяна). Значительная часть финансирования поступает в фармотрасль по линии Минобрнауки России, в частности, по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы» и другим программам.



По мнению Сергея Цыба, курс страны в целом правильный, подводить же итоги в такой отрасли, как фармацевтика, пока рано.



Их проблемы – наши возможности



Председатель совета директоров ЦВТ «ХимРар» Андрей Иващенко в своём выступлении, наоборот, сосредоточился на тех новых возможностях, которые предоставляют России перемены в расстановке сил на мировом фармацевтическом рынке.



До сих пор в мире была распространена реактивная модель здравоохранения – человек заболевает, ему ставят диагноз и затем назначают один препарат, если он не помогает данному пациенту, – другой, затем третий и так далее. Лечение по этой модели получается дорогим и неэффективным. Сейчас всё большую силу набирают персональная медицина и профилактический подход, чему в большей степени способствует удешевление расшифровки генома. В персональной медицине препараты очень эффективны, но предназначены для очень узких групп пациентов. Крупные корпорации (так называемая Big pharma) не умеют зарабатывать на таком «мелкосерийном» производстве, и здесь выходят на первый план средние фармацевтические фирмы. Поэтому сейчас те новейшие разработки, которые остались без внимания крупной западной фармацевтической промышленности, дают шанс на прорыв другим участникам рынка, в том числе и российским компаниям.



Фармацевтическая отрасль развитых стран в принципе отличается неповоротливостью. Сейчас такие быстроразвивающиеся страны, как Китай, Индия, Бразилия, могут перескочить целый технологический уклад, который в западных странах является тормозом для инноваций. Наука развивается настолько быстро, что технологии устаревают, не успев «отбить» все деньги инвесторам, поэтому развитие «родных» рынков из-за них тормозится. Зато на развивающихся новые разработки внедряются весьма активно. Для наглядности Андрей Иващенко провёл аналогию с информационными технологиями: в Китае персональные компьютеры вряд ли получат большое распространение, население не успело ими обзавестись, их вытеснили смартфоны и подобные компактные устройства. По мнению Андрея Иващенко, в такой ситуации у России есть шанс, поскольку имеющиеся наработки и научная школа позволяют ей развиваться быстрее других стран БРИКСа.



Другая тенденция, которой наша страна уже начинает пользоваться, – разделение труда. То самое, которое повышает производительность. Однако в данном случае речь идёт не о физическом труде, а об умственном. Эффективное распределение интеллектуального труда может значительно повысить производительность инновационных сегментов экономики. Такое разделение труда можно наблюдать в кластерах инновационных компаний. Например, участники БФК «Северный» имеют возможность разделять разработку, испытания, вывод на рынок и сопровождение инновационных препаратов.



Возможности, которые предоставляет текущая ситуация на мировом фармрынке, уже реализуются на практике. Так, председатель совета директоров компании «Фармсинтез» Дмитрий Генкин показал на примере отечественных разработок, что, ориентируясь на тенденции персонализации медицины, в России вполне возможно создавать конкурентоспособные и востребованные на мировом рынке препараты.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

http://ami-tass.ru - Добавил antibiotik в категорию Фармакология

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь