Чем “Фармстандарт” покорил фармацевтический рынок

Генеральный директор группы “Фармстандарт” Игорь Крылов с трудом отрывается от монитора: “Подождите минутку, я котировки по Лондону посмотрю”. И добавляет извиняющимся тоном: “Что-то рынок немного лихорадило в последнее время”. В мае “Фармстандарт” разместил 18,3% своих акций на российских биржах ММВБ и РТС и 21,7% акций в виде глобальных депозитарных расписок на LSE. До недавнего времени они только прибавляли в стоимости. Но теперь инвесторы, напуганные ипотечным кризисом в США, заметно подпортили картину. GDR компании, торговавшиеся в пределах $16,3-16,8, упали ниже цены размещения — до $14. “Что поделаешь, — вздыхает Крылов. — Неизбежная реакция на соматическую ситуацию”. Через пару месяцев “Фармстандарт” собирается обнародовать результаты работы за первое полугодие 2007 г. Финансовые показатели пока держатся в секрете, но похвастаться уж точно будет чем. По данным аналитического агентства DSМ Group, в этот период объем продаж “Фармстандарта” на коммерческом рынке составил $132,5 млн. Это второй результат после французского гиганта Sanofi-Aventis. Такой прыти от отечественного игрока никто не ожидал. Возмутителю спокойствия всего четыре года от роду. Надолго ли новичок задержится в лидерах?



ПРИВИВКА ЭФФЕКТИВНОСТИ



В прошлом году объем нашего рынка фармацевтики перевалил за $8 млрд. Мы вошли в десятку крупнейших рынков мира. Но отечественным фармацевтам от этого радости немного. “Рыночная доля западных компаний давно перевалила за 50%, — говорит генеральный директор DSМ Group Александр Кузин. — И с этим придется смириться”. Слишком уж дешевые препараты выпускают российские производители. “Серьезную исследовательскую базу для создания инновационных продуктов мы, боюсь, утратили, — пессимистичен ведущий эксперт компании "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов. — А оборудование для их производства стоит не один миллион долларов”. В общем, куда ни кинь взгляд — сплошные проблемы. Неудивительно, что инвесторы эту отрасль не жаловали.



Когда группа Millhouse Capital, управлявшая непрофильными активами акционеров “Сибнефти” и чукотского губернатора Романа Абрамовича, решила заняться фармацевтикой, особого внимания на это никто не обратил. Уж слишком скромно все начиналось. Тогда компания “Профит-Хаус”, входящая в Millhouse, владела всего двумя активами — Уфимским витаминным заводом и нижегородским “Фитофарм-НН”. Но уже в 2003 г. о новом игроке заговорили. “Профит-Хаус” выкупила за $55 млн у американской ICN Pharmaceuticals пять ее российских заводов: челябинский “Полифарм”, “Октябрь” в Санкт-Петербурге, “Марбиофарм” в Йошкар-Оле, сибирский “Томскхимфарм” и “Лексредства” в Курске. Все активы объединили в группу “Фармстандарт”.



С одной стороны, пять производственных площадок — это немало, с другой — большой удачей приобретение не назовешь. “Последовала череда тяжелых решений”, — вспоминает Крылов. “Полифарм” было решено закрыть — слишком большие инвестиции понадобились бы, чтобы дотянуть предприятие до международных стандартов GMP (свод технологических правил, по которым выпускаются лекарственные препараты). Пришлось избавиться и от “Марбиофарма”, на котором производились субстанции для изготовления лекарств, что не соответствовало выбранному профилю компании — играть на рынке конечного потребителя.



Затем на продажу выставили завод “Октябрь”, который был слишком неудобно расположен с точки зрения производства (в центре Санкт-Петербурга). То, что осталось, нужно было еще долго доводить до ума. Команду взялся подобрать один из акционеров, Виктор Харитонин. Он-то и позвал Крылова на должность главного управленца. Крылов имел не только диплом Военно-медицинской академии, но и опыт работы в представительствах западных компаний. “Я тогда как раз завершил в компании "Авентис Фарма Интернэшнл" проект по выводу инсулина на российский рынок. С чистой совестью пожал руки руководству и ушел в компанию, структуру которой только предстояло выстроить”, — вспоминает Крылов. Параллельно с операционной работой пришлось снова садиться за парту — в “Фармстандарте” делали большой упор на финансовую подготовку менеджмента. “Нельзя эффективно управлять, не понимая экономику процессов”, — соглашается Крылов. После стажировок в США в финансовой области он чувствует себя совершенно свободно. Хотя временами по старой привычке и заменяет финансовые термины медицинскими. За три года акционеры “Фармстандарта” вложили более $70 млн в переоснащение площадок в соответствии с требованиями GMP. Это принесло плоды: в 2005 г. компания поднялась на седьмое место в рейтинге крупнейших продавцов лекарств в России. “Управленческая структура и каналы сбыта у них работают хорошо”, — отдает должное конкуренту директор по стратегическому развитию “Отечественных лекарств” Андрей Белашов.



Но что дальше? Самым ценным продуктом в портфеле компании на тот момент был хорошо известный анальгетик пенталгин, доставшийся в наследство от ICN. Других ярких предложений не было: корвалол, настойку пустырника, феназепам или бромгексин производил не один десяток отечественных фармзаводов. Выигрывал тот, кто предлагал более низкую цену, а бороться в экономсегменте “Фармстандарт” не хотел. О том, чтобы заняться разработкой собственных “звездных” лекарств, речь не шла. Серьезную научно-исследовательскую базу с нуля и за 10 лет не создашь. Выход был один — снова покупать. Однако на этот раз круг активов был на порядок меньше.



УКРЕПЛЕНИЕ ИММУНИТЕТА



Большая часть ассортимента отечественных производителей — аналоги известных лекарств, они же дженерики. Оригинальных российских препаратов раз, два и обчелся. “Копирование — вынужденная стратегия, — вздыхает Илья Нильва, заместитель директора по маркетингу компании "Верофарм". — К сожалению, качество подготовки научных кадров в отечественной фармацевтике таково, что в ближайшие 10-15 лет Россия останется дженериковой страной”. Большинству остается рассчитывать на запасы, сохранившиеся с советских времен. Охота за оригинальными разработками, по разным причинам так и не попавшими в производство, стала фирменной стратегией “Отечественных лекарств”. Менеджеры компании прочесывали полки НИИ, на которых пылились интересные разработки, и договаривались с разработчиками. Так ассортимент пополнился препаратами фенотропил, граммидин, зорекс. “За последние три года доля оригинальных препаратов в продажах с нуля достигла 50%”, — хвалится Белашов. “Верофарм” предпочел более быстрый путь — покупать компании с успешно внедренными на рынок продуктами. Например, “Лэнс-Фарм”, получившую в начале 1990-х права на ряд онкологических препаратов.



“Фармстандарт” выбрал путь “Верофарма”. Но с нюансами. Покупка новых мощностей в планы больше не входила. После основательной модернизации суммарные мощности группы увеличились до 1 млрд упаковок в год. По расчетам Крылова, это полностью покрывает потребности на ближайшие 2-3 года. “С точки зрения форм выпуска — таблетки, суспензии, капсулы, спреи — мы самодостаточны, — объясняет он. — Поэтому собирались инвестировать только в препараты с успешной историей”. Оптимальный вариант быстро нашелся.



Самые раскрученные оригинальные препараты “Лэнс-Фарма” — иммуномодуляторы арбидол, амиксин, а также противогрибковый препарат флюкостат — основатели компании Александр Шустер и Виталий Мартьянов решили оставить себе и зарегистрировали для их продвижения компанию “Мастерлек”. Несмотря на скромный маркетинговый бюджет, к 2005 г. продажи арбидола достигли $27,9 млн. Другого такого успешного иммуномодулятора на коммерческом рынке не было. При этом собственными мощностями компания не была отягощена — заказы на производство размещались на других предприятиях. Одним словом, идеальный актив.



В августе 2006 г. “Фармстандарт” объявил о покупке 100% акций “Мастерлек”, добавив таким образом в свой портфель еще 15 брендов. Раскошелиться пришлось на $146 млн. Это, по мнению аналитика UBS Светланы Сухановой, для такой сделки совсем не много. “Редкая удача! — восклицает Кузин из DSМ Group. — Сразу три хорошо известных препарата”.



Не слишком ли дешево они достались “Фармстандарту”? Как посмотреть. “Не компания, а золото, — говорит Суханова. — Но кого еще она могла заинтересовать? Западным концернам скорее нужны мощности, у большинства россиян либо столько свободных денег на сделку не было, либо они не хотели серьезно вкладываться в безрецептурное направление”. Ощутить выгоды приобретения “Фармстандарт” смог уже через полгода. “В августе мы купили бренды, в сентябре переключили всю дистрибуцию на наши фирменные каналы, а к концу года продажи только одного арбидола практически удвоили”, — не скрывает гордости Крылов. Ничего уникального с точки зрения продвижения Крылов не придумал. Просто с большим размахом воплотил то, что раньше делал Шустер.



Осенью, перед началом сезона простуд и инфекций, фармацевтам крупных аптечных сетей бесплатно раздали по две упаковки арбидола (это стандартный профилактический курс). “В нашей компании то же самое предложение касалось всех сотрудников офиса”, — вспоминает менеджер по связям с инвесторами “Аптечной сети "36,6"” Михаил Колосов. В 2006 г. арбидол вышел на первое место по продажам в России, обогнав давних лидеров — виагру и настойку боярышника. “Когда в портфеле есть один сильный оригинальный препарат, гораздо проще продвигать другие”, — рассуждает ведущий специалист компании “Фармэксперт” Давид Мелик-Гусейнов. Для акционеров, задумавших IPO, успехи группы оказались как нельзя более своевременными.



ПЛОДЫ ТРУДОВ



Недостатка в деньгах “Фармстандарт” никогда не испытывал. Поэтому выход на биржу рассматривался исключительно как способ вознаградить акционеров за их долготерпение. Накануне размещения выяснилось, что 49% акций “Фармстандарта” принадлежит председателю совета директоров Виктору Харитонину, 21% — Егору Кулькову, 17% — Роману Абрамовичу, 6% — главе Millhouse Евгению Швидлеру и 7% — Millhouse Capital Management. На публичном рынке акционеры собирались продать 40% акций пропорционально своим долям. Ценовой коридор установили от $46,2 до $58,2, но выходить рискнули по верхней границе.



Успех оправдал самые смелые ожидания. Выручка акционеров — $880 млн, капитализация компании составила $2,2 млрд. “Продавать "Фармстандарт" было легко, — говорит аналитик "Тройки Диалог" Михаил Терентьев. — Ошибок они не допускали, рынок стабильно рос”. Рентабельность по чистой прибыли у “Фармстандарта” заметно выше, чем у дженериковых компаний Восточной Европы. Но как долго группа продолжит радовать инвесторов? Так ли много осталось препаратов, имеющих большой потенциал? Портфель брендов “Фармстандарта” выглядит теперь куда представительнее, чем годом раньше. Но на самые известные препараты — арбидол, пенталгин, амиксин и витаминный комплекс “Компливит” — по-прежнему приходится почти 70% продаж.



Крылов обещает продвигать новинки. Около года назад на Уфимском витаминном заводе заработал участок по производству генно-инженерного инсулина (инвестиции — 890 млн руб.). Вторая новинка — гормон роста “Растан”, разработанный в Институте биоорганической химии. В мае “Фармстандарт” присматривался к компании “Мир-фарм”, продающей препараты для гинекологии и онкологии, и даже успел подать заявку в ФАС на одобрение сделки. Однако чуть позже ее отозвал. Почему передумали, в компании не комментируют. В дальнейшем появились слухи о покупке “Верофарма”. Кузин из DSМ Group сомневается, что на нашем рынке найдутся новые интересные препараты: “По крайней мере, таких жемчужин, как у "Мастерлек", точно нет”.



“Мы одной Россией не ограничиваемся, — парирует Крылов. — В той же Канаде и Корее хватает интересных продуктов”. Он уже подписал соглашение с бельгийской Solvay Pharma на лицензионное производство двух ее иммуномодулирующих препаратов — имудона и ИРС-19. На первом этапе “Фармстандарт” будет выступать как контрактная площадка. Субстанции для производства будут импортироваться. Но через год “Фармстандарт” собирается наладить их выпуск у себя. Тогда группа получит возможность выкупить права на производство и продажу обоих препаратов на территории России и СНГ.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

http://www.smoney.ru - Добавил med2 в категорию Фармкомпании

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь