Суррогатное материнство или младенец по договору

Этот вид вспомогательных репродуктивных технологий, пожалуй, самый неоднозначный в медицине. По сути своей придуманный для того, чтобы дарить счастье материнства тем, кто природой был его лишен, суррогатное материнство на практике нередко становится камнем преткновения, причиной многолетних судебных тяжб и даже преступлений.



Учитывая невеселую статистику бесплодных пар, приходится признать, что, несмотря на всю свою неоднозначность, суррогатное материнство – процедура необходимая. А для многих это – единственный шанс растить генетически своего ребенка.



Пока в Кыргызстане подобной практики, считай, нет, – заявили «Комсомолке» акушеры-гинекологи ряда столичных клиник, как государственных, так и частных.

- Как правило, семейные пары, найдя будущую суррогатную маму, едут на ЭКО в Казахстан. Если кто-то и делает это в Бишкеке, то без огласки, - сообщили нам в одном из ведущих медцентров Бишкека.



Впрочем, в другой известной клинике, занимающейся проблемами женского здоровья, сейчас как раз работают над созданием базы суррогатных матерей. А также доноров биоматериала, необходимого для искусственного зачатия. То, что рано или поздно суррогатное материнство будет поставлено в Кыргызстане на поток – бесспорно. Появится возможность сделать это гораздо дешевле, чем в Казахстане и других странах. Но чтобы рожденный таким способом малыш приносил радость, а не проблемы, необходимо серьезно обновить законодательство КР.



Сейчас в Кыргызстане суррогатное материнство упоминается в Семейном кодексе и законах «Об актах гражданского состояния» и «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации». Однако, как считают в Государственной регистрационной службе КР, этого, мягко говоря, недостаточно. Недавно ведомство приняло решение изменить законодательство, четко прописав порядок коммерческого суррогатного материнства - в целях исключения двоякого толкования законов и защиты прав и интересов сторон, а также возникновения между ними тяжб.



А КАК У НИХ



В Австрии, Норвегии, Швеции, Франции, Швейцарии и Германии, а также в некоторых штатах Северной Америки суррогатное материнство запрещено законом и карается крупными штрафами и даже тюремным заключением (например, в ФРГ, на срок до 3 лет).

В странах мусульманского мира, одобряющих мужскую полигамию, суррогатное материнство приветствуется.

В ЮАР, России, Грузии, Украине, Белоруссии и Казахстане коммерческое суррогатное материнство разрешено.



ИЗ ПЕРВЫХ РУК



«Рожая чужого ребенка, я представляла, что выбираюсь из плена…»



Само собой, что случаи суррогатного материнства оберегаются от посторонних глаз и ушей еще тщательнее, чем случаи усыновления. Однако одну историю «Комсомолке» все-таки услышать удалось. Все имена ее героев, разумеется, изменены.



- Я была суррогатной мамой, - рассказывает Асель. – Когда в семье начались финансовые трудности и от меня ушел муж, оставив одну с 5-летними близнецами, отказавшись даже платить алименты, я не нашла иного способа прокормить себя и сыновей. Дала объявление в Интернете – «Стану сурмамой». К моему удивлению, позвонили в тот же день!



- Мы 15 лет не могли стать родителями, - рассказывают супруги Кадыровы. – За годы совместной жизни

у нас наступало 4 беременности, но все заканчивались выкидышами. Делать новые попытки запретили врачи, да и сами мы уже не пережили бы очередной трагедии. Несколько лет копили деньги, продали машину, квартиру и – обратились к Асель. Процедуру оплодотворения произвели в Алматы. За сколько? Называть точную сумму не хотелось бы – по ряду причин… Всю беременность Асель и ее дети жили у нас. Рожала Асель в Бишкеке, в обычном роддоме, нам удалось скрыть тот факт, что рожает она не для себя. После ее выписки ребенка, благодаря оформленному еще в Казахстане договору, записали на нас. Теперь мы родители Самата, любим его не меньше, чем малыша, которого зачали бы естественным образом. А может, даже и больше – мы его просто выстрадали!



- Я очень боялась, что не смогу отдать младенца после родов. Каждый день проводила себе аутотренинг – «ребенок не мой, его ждут мама и папа, а меня - собственные дети, которых я должна поставить на ноги». Не скрою, было очень тяжело… Когда рожала Самата, представляла, что это не роды, а… побег из плена. Я должна была выбраться оттуда и добраться до своих близняшек. Эта установка мне очень помогла. К удивлению врачей, я отказалась кормить малыша грудью – но таково было одно из условий договора. После выписки не стала дожидаться, пока пройдет время, которое родители Самата должны были еще за мной ухаживать – уехала из Бишкека с детьми. Вернусь в столицу только после того, как Самат со своими мамой и папой оттуда переедут, куда – мне не говорят. Я сама об этом попросила, чтобы не возникало лишних соблазнов в будущем. Мы расстались друзьями – если так можно сказать о людях, которые больше никогда не увидятся. Моя боль уже притупилась, ее сменила радость – я дала жизнь новому человеку, я знаю, что его любят и он будет счастлив. А мои сыновья смогут пойти в хорошую школу и не чувствовать себя обездоленными!



СПРАВКА



Суррогатное материнство – вспомогательная репродуктивная технология, которая базируется на ЭКО (экстракорпоральном оплодотворении). Однако в отличие от стандартного ЭКО, оно предполагает имплантирование оплодотворенной яйцеклетки в полость матки третьего лица – суррогатной матери, согласившейся выносить и родить зачатого «в пробирке» ребенка и после отдать его биологическим родителям. Сурро-материнство бывает коммерческим (когда роженица получает от био-родителей материальное вознаграждение) и безвозмездным (например, сестра хочет помочь своей бесплодной родственнице стать матерью). В любом случае, родители, нанявшие сурро-маму, обязаны оплачивать ее уход, медицинские и лабораторные процедуры, связанные с беременностью, родами и послеродовым периодом.



КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТА



Юридическая платформа, конечно, дело необходимое, однако материнские чувства, а также их отсутствие никакими статьями не урегулируешь. Об этом – наша беседа с перинатальным психологом Клиники Асылбековой, аспирантом кафедры психологии КРСУ Галиной Захаровой.



- Действительно, выносив и родив «чужого» ребенка, не каждая женщина сможет перебороть в себе материнские чувства и отдать малыша биологическим родителям. Отсюда – частные судебные разбирательства. В России, например, за суррогатной мамой юридически закреплено право оставить себе рожденного ею малыша. Однако такой поворот дел зачастую становится тяжелейшим ударом для генетических родителей, 9 месяцев ожидавших своего ребенка.



- То есть, родители, идущие на суррогатное материнство, не имеют никаких гарантий, что у них будет ребенок даже при наличии заверенного договора с сурмамой?

- Для того, чтобы свести к минимуму подобные случаи, помимо юридических формальностей просто необходима серьезная психологическая подготовка обеих сторон. Причем начинаться она должна еще до оплодотворения, на стадии отбора кандидатки.



- По каким критериям должен происходить данный отбор?

- Для такой роли необходимо подобрать женщину с так называемым внутренним локус-контролем. То есть такую, которая будет осознавать возложенную на нее степень ответственности. Очень важно выяснить ценностную ориентацию кандидатки на роль суррогатной матери, ее мотивацию. Крайне важно выяснить, каковы ее отношения в семье – с супругом, который будет обеспечивать ей благоприятный психологический и эмоциональный климат на протяжении всей беременности. В странах, где практикуется суррогатное материнство, одним из основных требований к кандидаткам является наличие у них как минимум двоих детей и адекватного опыта материнства. Женщина, вынашивающая чужого ребенка, должна постоянно иметь возможность консультирования. В том числе, в тех случаях, когда она, возможно, усомнится в своем желании рожать или, напротив, отдавать ребенка. Помощь психолога состоит в том, чтобы помочь ей наладить контакт с еще не рожденным малышом – ему, как и любому обычному ребенку, необходимо, чтобы мама общалась с ним. Особо важен в этом плане период с 34-й недели беременности, когда у него уже сформированы все органы восприятия.



- А сами родители нуждаются в помощи психолога?

- Разумеется! На всех этапах этого непростого дела. И тот момент, когда им придется как-то объяснять ребенку, как он появился на свет. Делать из этого тайну – не самое удачное решение. Лучше, если ребенок узнает тайну своего рождения не от доброхотов, а от мамы с папой. Скорее всего, он захочет познакомиться с женщиной, которая его родила, и к этому нужно отнестись с пониманием! Это желание – такое же объяснимое, как и желание ребенка, выросшего без отца, найти своего папу. Все, кто планирует пойти на такой способ просвещения ребенка, должны быть готовы к очень многим трудностям, но должны и знать, что все они – разрешимы.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

http://kp.ru - Добавил Ione 4738 дней назад в категорию Разное

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь