О контроле качества медицинской помощи детям первого года жизни при хирургических заболеваниях



Вопросы охраны здоровья детей и подростков, в том числе качества оказания медицинской помощи, носят надгосударственный, общемировой характер и являются актуальными для Российской Федерации. В частности, во исполнение Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и плана действий по ее осуществлению в 1990-е гг. были изданы указы Президента РФ от 01.06.1992 №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-е гг.», от 18.08.1994 №1696 (ред. от 19.02.1996, с изм. от 15.01.1998) «О президентской программе "Дети России"». В силу п. 5.9 решения коллегии Минздравсоцразвития России «О проекте концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации до 2010 г. и плане мероприятий по ее реализации» (протокол от 16.02.2005 №1) Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития было поручено обеспечить постоянный контроль качества оказания медицинской помощи детям и матерям в соответствии со стандартами.



Как заявлено в п. 71, п. 78 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», одними из стратегических целей обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются: снижение инвалидности и смертности; совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной медицинской помощи; совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества. При этом одним из основных направлений решения задач национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации в среднесрочной и долгосрочной перспективе является развитие системы управления качеством и доступностью медицинской помощи, подготовкой специалистов здравоохранения.



Бесспорно, что качество оказания медицинской помощи детям является одним из факторов, влияющих на демографические показатели населения, в связи с чем вопросы оказания медицинской помощи детям первого года жизни при хирургических заболеваниях затрагивают аспекты национальной стратегии в сфере здравоохранения. Подтверждением является программа «Родовый сертификат» приоритетного национального проекта «Здоровье». Так, в методическом письме «Об итогах реализации программы "Родовый сертификат" в Российской Федерации в 2006–2008 гг.» (утв. Минздравсоцразвития России 23.09.2009 №15-4/2328-07) сказано: «Проведенный анализ состояния здоровья детей первого года жизни, причин младенческой смертности и заболеваемости потребовал изменения существующего стандарта диспансерного (профилактического) наблюдения за ребенком первого года жизни. В связи с этим приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 №307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни" расширена схема диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка первого года жизни, введены дополнительные осмотры врачей: невролога, детского хирурга, детского стоматолога и отоларинголога, ультразвуковое исследование, что позволяет на более ранних стадиях выявлять функциональные и органические поражения нервной системы, врожденные заболевания, патологию костно-мышечной системы, органов зрения и слуха у детей, проводить лечебные и оздоровительные мероприятия, снизить смертность».



С учетом вышеизложенного актуальным вопросом является определение методики контроля качества медицинской помощи детям первого года жизни при хирургических заболеваниях. В первую очередь данная методика необходима для медицинских организаций, непосредственно оказывающих медицинскую помощь, так как осуществление контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) является одним из лицензионных требований и условий, установленных «Положением о лицензировании медицинской деятельности», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 №30, неисполнение которого влечет наступление административной ответственности.



С учетом вышеизложенного целью настоящей работы является определение общих составляющих мероприятий по контролю качества медицинской помощи детям первого года жизни при хирургических заболеваниях на уровне медицинской организации (самоконтроля).



В настоящее время законодательно определено два различных подхода к оценке оказанной медицинской помощи.

Согласно приказу Минздрава РФ от 22.01.2001 №12 «О введении в действие отраслевого стандарта “Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении”» под оценкой качества медицинской помощи понимается методика оценки качества выполнения медицинских услуг на основании утвержденных критериев, а под термином «качество медицинской помощи» понимается система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному.



В то же время положениями п. 6 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлено понятие термина «экспертиза качества медицинской помощи» - выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи.



К сожалению, положениями данного нормативно-правового акта не определено, что подразумевается под термином «нарушения», в связи с чем обратимся к законодательству, регулирующему сходные отношения (аналогии закона). В частности, согласно ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ (ред. от 30.07.2010) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» под нарушением, выявленным при проведении проверки, понимается нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. В связи с тем, что Российская Федерация в силу ст. 1 Конституции РФ провозглашена правовым государством, представляется целесообразным применить подход, согласно которому нарушение в оказании медицинской помощи будет рассматриваться как нарушение обязательных требований при оказании медицинской помощи.



С учетом положений вышеприведенных нормативно-правовых актов общими составляющими мероприятий по контролю качества оказанной медицинской помощи будут являться:

- оценка качества оказанной медицинской помощи на основании утвержденных критериев;

- установление соответствия оказанного лечения требованиям действующего законодательства.

Рассмотрим каждое из требований более подробно применительно к рассматриваемой теме.



В соответствии с положениями ст. 20.1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 №5487-1, ред. от 27.07.2010) критерии качества медицинской помощи устанавливаются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

http://www.remedium.ru - Добавил minerale 4693 дня назад в категорию Разное

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь